Программа курса подготовки преподавателей
школы «Йога108»

Травмобезопасность (теория)
Анатомия и физиология травм, возникающих при некорректной практике хатха-йоги:
– cамые распространенные травмы – коленные и лучезапястные суставы, шейный и поясничный отделы позвоночника;
– причины – некорректная техника выполнения, срыв адаптации, возрастные и конституциональные особенности;
– реабилитация – рекомендации по восстановлению, йога-терапия и фитотерапия;
– первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.


Травмобезопасность (практика)
Профилактика травм – разбор и исправление ошибок начинающих и «продолжающих»:
– причины травм учеников и преподавателей;
– основные правила травмобезопасности;
– техника выполнения упражнений;
– общие принципы построения тренировочной последовательности;
– принципы построения групповой и индивидуальной практики;
– методика обучения – как развивать педагогическое видение;
– приемы корректного и безопасного «аджастмента» (правки в асанах).

Динамические практики йоги (теория и практика):
– основы движения в хатха-йоге;
– сходства и различия динамических практик в разных школах – понимание базовых принципов, возможности синтеза;
– сукшма-вьяяма и стхула-вьяяма, карана-крама, виньяса, асана-крама – эффект и место этих техник в практике, принципы построения последовательностей, общие и специализированные комплексы;
– взаимопроникновение техник хатха-йоги, традиционных и современных гимнастических систем и боевых искусств.
– вьяямы начального и продвинутого уровеня в стиле школы Дхирендры Брахмачари;
– cурья-намаскар, начальный и базовый уровень – техника выполнения, распространенные ошибки, основные приемы «обговаривания» и правки;
– история сурья-намаскар, сурья-намаскар в разных школах (Шивананда/Сатьянанда, Кришнамачарья/П.Джойс, Д. Брахмачари) – основные принципы, сходства и различия, особенности выполнения;
– cоставные элементы cурья-намаскар – асана, крама, виньяса, мантра, дришти;
– cурья-намаскар как медитация в движении.
– Наследие Т. Кришнамачарьи: подход к движению и дыханию в Виньяса-Крама Йоге Шри Т. Кришнамачарьи (аутентичный стиль Кришнамачарьи в передаче его прямого ученика Шриватсы Рамасвами), виньяса и принцип тристханы – в Аштанга-виньяса йоге Паттабхи Джойса;
– современные инновации – авторские стили: движение и дыхание в системе Шандора Ремете (школа «Йога теней», Австралия) и в системе Саймона Борга-Оливера (школа «Йога взаимодействия», Австралия);
– техники управления вниманием в динамических упражнениях – применение бандх, дришти и кумбхак.

Асана (теория и практика):
– cуществующие типы классификации асан в современных школах хатха-йоги;
– характер воздействия на различные системы организма;
– отличительные особенности стиля практики в разных школах;
– взаимосвязь стиля с режимом тренировок – статический, динамико-статический, динамико-гипоксический режимы практики;
– техника выполнения, принципы компенсации, методика обучения асанам разного уровня сложности.

Асаны стоя:
– базовая отстройка и выравнивание на различных этапах освоения;
– работа с суставами и позвоночником;
– «классические» и «современные» варианты выполнения;
– силовые асаны стоя, балансы, наклоны со скручиванием;
– место в последовательности и принципы компенсации.

Наклоны и скручивания:
– эффекты и противопоказания;
– место в последовательности, подготовка и компенсация;
– техника выполнения в разных школах;
– корректная работа стоп, тазобедренных суставов, позвоночника;
– применение бандх и принципов работы с мышечными рефлексами;
– классификация.

Асаны, формирующие мышечный корсет, и силовые балансы:
– роль асан, укрепляющих мышечный корсет, в практике йоги – их необходимость и польза;
– основные адаптативные механизмы при физической нагрузке характерной для практики хатха-йоги, отличие воздействия динамических и статических нагрузок;
– построение программы тренировок в соответствии механизмами адаптации;
– асаны для основных групп мышц, режимы выполнения упражнений, принципы компенсации;
– эффект, противопоказания;
– методика для людей с разным уровнем подготовки;
– техника выполнения и базовые варианты последовательностей.

Асаны для развития подвижности тазобедренных суставов:
– место в практике, необходимость и польза этих асан;
– взаимосвязь со здоровьем коленных суставов и нижнего отдела позвоночника;
– динамические и статические упражнения для основных направлений подвижности тазобедренных суставов;
– корректная методика освоения асан разного уровня сложности;
– специализированные серии упражнений;
– место в последовательности, подготовка и компенсация.

Прогибы:
– классификация, эффект, противопоказания;
– основные ошибки и травмы при некорректной технике – как их избежать;
– методика освоения, базовые варианты последовательностей, принципы компенсации;
– варианты подготовки и выполнения в разных школах.

Перевернутые асаны:
– характерные особенности воздействия перевернутых поз на различные системы организма;
– эффект и возможные противопоказания;
– последовательность освоения;
– травмобезопасность, типичные ошибки начинающих;
– методика освоения, применение подготовительных упражнений, вспомогательных материалов;
– варианты выполнения в разных школах.

Шаткарма (теория и практика):
– место и значение очистительных процедур в практике йоги;
– введение в аюрведу – традиционную индийскую систему оздоровления;
– панчамахабхута, пракрити и викрити, динамика дош;
– функции дош, или доши как функциональные принципы;
– образование и зоны локализации амы вата-, питта- и капха –типов;
– классификация шаткарм, влияние на доши, эффект, назначение, показания и противопоказания;
– шаткармы в контексте практики асан и пранаямы (как гигиенические, оздоровительные и лечебные процедуры, как методы подготовки к пранаяме);
– шаткармы с точки зрения современной медицины, влияние на органы и системы организма;
– техника выполнения, физиологические эффекты, сложные моменты и способы их преодоления, противопоказания;
– травы для йогов – применение фитотерапевтических сборов и препаратов в практике шаткарм.

Пранаяма (теория и практика):
– место пранаямы в системе восьмичастной йоги Патанджали и в хатха-йоге Сватмарамы;
– введение в концепцию, разъяснение традиционных терминов и понятий, определение взаимосвязей – цели, средства и метода практики;
– упражнения пранаямы в контексте современной физиологии, характер их воздействия, эффект и противопоказания;
– инструменты пранаямы – техника и принцип;
– традиционные и современные школы, методы, направления – сходства и различия;
– подготовительные техники: оптимизация внешнего дыхания и сопредельных с дыхательной систем организма;
– физиология задержек дыхания – особенности процесса адаптации систем организма к предельным кумбхакам;
– особенности применения пранаям во фридайвинге.

Преподавательское мастерство (теория и практика)
Основные задачи:
– педагогическое видение – умение видеть как и за счет чего ученик делает упражнение, и чего он не делает;
– “тичинг” – профессиональные навыки демонстрации, обговаривания и объяснения;
– “аджастмент” – способы корректировки и правки, помощь в освоении упражнений;
– работа с речью – интонация, дикция, громкость, уверенность, логичность и доходчивость объяснений;
– развитие внимания – умение видеть ошибки и исправлять только реально существующие ошибки, то есть править по делу.
Методика:
– тренировочные режимы и последовательности для групп разного уровня сложности – подготовительная, начальная, средняя, основная, интенсивная;
– классификация упражнений, последовательность освоения, основные правила и исключения из правил;
– принципы построения групповых тренировочных программ, критерии эффективности и корректности комплекса.

Психология коммуникации:
– Развитие качеств и навыков профессионального и успешного преподавателя;
– популярный и ответственный преподаватель – сходства и различия;
– профессиональная компетенция, эмпатия, харизма;
– эмоциональное лидерство в контексте преподавания йоги, диссонансные и резонансные стили, в каких ситуациях оправданы те или иные стили общения, как их развивать и использовать;
– cложные случаи в преподавательской практике – эффективные решения;
– психологическая безопасность преподавателя;
– развитие эмоционального интеллекта – четыре шага к управлению отношениями;
– упражнения для развития осознанности, эмпатии, социальной чувствительности, органолептическая диагностика.

История и философия йоги
– Определение йоги в санскритских текстах-перовисточниках. Цели и методы, традиционно сформировавшиеся виды йоги. История возникновения и иерархия санскритских текстов. Веды, Упанишады, Пураны, Сутры, Тантры. Ведическая и Агамическая традиция.

– “Индуизм” как совокупность духовных традиций древней Индии. Направления индуизма, особенности школ, пантеон, философская база. Шиваизм, Вайшнавизм, Шактизм. Двайта и Адвайта. Ортодоксальные и неортодоксальные религии древней Индии. Джайнизм, Сикхизм.

– Шримад Бхагавад Гита. Подробный разбор первоисточника. Место текста в эпосе Махабхарата. Литературный сюжет, основные философские идеи, виды йоги, описанные в тексте.

– Йога Сутры Патанджали. Подробный разбор первоисточника. Структура и значение текста, методы и цели аштанга йоги.

– Буддизм. История, философия, возникновение и развитие школ и направлений. Тхеравада, Махаяна, Ваджраяна. Тантрическая йога в буддизме Махаяны и Ваджраяны.

– Хатха Йога Прадипика. Подробный разбор первоисточника. Средневековая тантрическая йога Индии. Методы, цели, тексты-первоисточники, проблемы толкования.

– Современные школы хатха йоги. Подробный анализ истории и особенностей ведущих мировых школ и стилей хатха йоги, индийского и западного происхождения. Авторские стили, трансформация хатха йоги на Западе. Обзор авторитетной современной литературы по хатха йоге.

– Индуизм и нео-индуизм. История перехода индийских духовных школ на Запад. Авторские, коммерческие, тоталитарные секты и культы. Традиция и Нью Эйдж.

Преподавательское мастерство (практика): – проверка домашних заданий; – коррекция, исправление ошибок, проработка «слабых мест»; – спецклассы по тичингу и аджастменту; – работа в группах. Асана (практика и теория): – закрепление пройденного материала; – практика ранее изученных упражнений «в потоке»; – усложненные варианты асан и последовательностей; – бандхи в асанах – классические и суставные; – кумбхака в асанах; – динамические практики – продвинутый уровень. Основы йога-терапии опорно-двигательного аппарата: – йога-терапия по методике Артема Фролова: принципы работы с межпозвоночными грыжами, при нарушениях осанки и сколиозах, построение комплексов. Пранаяма (теория и практика): – проверка и закрепление пройденного материала; – пранаяма как она есть – особенности гипоксической тренировки, режим и питание; – пранаяма-пратьяхара-дхарана – медитативные практики в контексте пранаямы, развитие навыков произвольного внимания в условиях гипоксии. Основы медитации (теория и практика): – «медитация» – прояснение терминов и понятий; – медитативные практики в индуизме и буддизме, различие в целеполагании, сходство техник и различие методов; – раджа-йога – концепция самадхи в «Йога-сутрах» Патанджали; – техники медитации для людей с разными системами репрезентации. Медитативные и релаксационные практики в школах хатха-йоги: – Техники глубокой релаксации и работы с сознанием и подсознанием в современной хатха йоге: Циклическая медитация и Йога Нидра. Теория, практика, преподавательское мастерство. – тратак как одна из базовых техник концентрации и созерцания, пратьяхара, дхарана и дхьяна – приемы перераспределения внимания – чакра-дхарана – пранаяма, визуализация и аудиолизация – традиционная ведантическая медитация “Чидакаша дхарана” Медитация в традиции буддизма тхеравады (тайская и бирманская сангха): – випассана и самадхи; – сосредоточение и созерцание – два направления в медитативной практике; – анапанасати – четыре основы внимательности; – взаимосвязь медитативных состояний и психических качеств; практикующего, благие и неблагие психические качества; – шила в буддизме и яма-нияма в йоге Патанджали – почва для взращивания практики; – випассана в контексте современного образа жизни. Основы аюрведы: – нисхождение аюрведы, классические тексты, основные понятия, определение болезни и здоровья, причины болезни; – пракрити и викрити, методы определения индивидуальной конституции – диначарья – правильный распорядок дня, лечебные и профилактические процедуры суточные, сезонные и возрастные – расаяны – омолаживающие организм препараты – аюрведическое питание в контексте йогических практик

Анатомия и физиология йоги:
– Опорно-двигательная система (1). Основные свойства и функции костей, мышц, связок и хрящей. Строение позвоночного столба, отличия разных отделов.

– ОДА (2). Понятия лордоза и кифоза, влияние разных мышечных групп. Изменения физиологических изгибов при выполнении разных типов асан. Основные структурные элементы суставов. Строение и принципы работы мышечной ткани, использование данных принципов в практике йоги.

– Мочевыделительная система. Строение и функции. Влияние хатха-йоги.

– Нервная система – центральная и периферическая. Основные функции и эффекты вегетативной нервной системы. Возможности воздействия различными техниками хатха-йоги.

– Пищеварительная система. Строение и функции. Влияние йогических техник на различные отделы пищеварительного тракта.

– Дыхательная система в контексте практики асан и пранаям: строение ДС, органы и ткани, функции, внешнее и клеточное дыхание, распространенные заболевания ДС и связанные с ними ограничения в практике, воздействие упражнений хатха-йоги на ДС, эффект и противопоказания.

– Сердечно-сосудистая система: основные функции, органы и ткани, распространенные заболевания ССС, влияние техник йоги на работу сердца и кровообращение, эффект и противопоказания.

– Первая помощь.

– Эндокринная система. Система общей регуляции, основные органы и их эффекты. Влияние практики йоги на эндокринную регуляцию.

– Женская и мужская репродуктивная система. Строение и эндокринная регуляция. Основные йогические техники, оказывающие влияние на репродуктивную систему.

Специальные классы:
– Особенности работы с группами старшего возраста. Предварительный опрос и противопоказания для практики йоги. Наиболее частые противопоказания и заболевания, варианты ограничений в практике.
– Йога для беременных. Особенности практики по триместрам. Подготовка к родам. Профилактика осложнений беременности и послеродовых проблем. Принципы построения последовательности, правильное использование вспомогательных материалов. Варианты выполнения техник хатха йоги, подходящие беременным женщинам, противопоказания.

Регистрация

    Для регистрации на курс заполните форму.

    Фамилия Имя Отчество (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Ваш телефон (по желанию)

    Напишите несколько слов о себе и своем опыте в йоге.

    ×