Программа курса подготовки преподавателей школы Йога108 «Прояснение пранаямы»

1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение, экзамены, сертификация 1 уровня)

2 часть курса: 22 мая-10 сентября (онлайн-обучение, с отечественными и зарубежными преподавателями)

3 часть курса: 12-26 сентября (очное обучение, реритный центр “Ладожский дом” под Санкт-Петербургом) пранаяма-садхана-ретрит, экзамены, сертификация 2-3 уровня)

Основной состав преподавателей:
Михаил Баранов (Россия) - Пурна-йога: техники и подходы традиционных школ, кумбхака в асанах, основы раджа-йоги (прана-дхарана, дхьяна, созерцательные техники), история и философия - "тонкая анатомия" в традиционных текстах (чакры, нади, коши, вайю), современные физиологические модели для традиционной практики;
Евгений Бутов (Россия) - анатомия и физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, классические индийские пранаямы на стыке йоги и фридайвинга;
Алексей Шиков (Россия) - анатомия, физиология, неврология и йогатерапия заболеваний дыхательной и нервной систем;

Приглашенные преподаватели:
Йогачарья Мадаван Мунусами (Индия, тамилнаду, Карур) - «Пранаяма-садхана-интенсив» в традиции школы Свами Шивананды;
Эндрю Эпплер (США, Оклахома) - "Сурья-упасана" особенности практики Пранаямы в традиции йоги Шри Тирумулая Кришнамачарьи;
Саймон Борг Оливер (Австралия, Сидней) - дыхательные техники индийской и китайской традиций - уникальный авторский метод;
Илья Журавлев (Россия) - «тонкая анатомия» в традиционных текстах, в контексте практики Пранаямы;
Владимир Дружинин (Россия) - малоизвестные классические тексты Аюрведы в контексте Пранаямы;
Сергей Забашта (Россия) - индивидуализация практики йоги согласно канонам Аюрведы;

ДАТЫ, СТОИМОСТЬ, РЕГИСТРАЦИЯ.

 Весь курс: 9 апреля – 26 сентября 2022 года

Стоимость: 108 000 рублей – при оплате до 20 марта, при оплате после 20 марта, 118000 рублей

Что входит в стоимость: 

– 108 уроков (300 часов) посвященных практике и теории, занятия по выходным, задания на неделю;

– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;

– методические материалы (презентации, статьи, литература), онлайн-консультации;

– очное обучение

– 8 дневный ретрит «Пранаяма-садхана» – по практике пранаямы и медитации;

– экзамены по теории и практике;

– по результатам экзаменов – свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 300 часов;

Варианты при оплате частями:

1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение)

Стоимость: 30000 рублей

Что входит в стоимость: 

– 21 урок (60 часов) посвященных практике и теории;

– онлайн-консультации, домашние задания, обратная связь;

– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;

– по результатам экзаменов: сертификация (1 уровень) и свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 60 часов);

– возможность продолжить обучение на следующий год.

 

2 часть курса: 22 мая-10 сентября (онлайн-обучение)

Стоимость: 45000 рублей

Что входит в стоимость: 

– 40 уроков (100 часов) посвященных практике и теории с отечественными и зарубежными преподавателями;

– онлайн-консультации, домашние задания, обратная связь;

– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;

– возможность продолжить обучение на следующий год.

 

3 часть курса: 12-26 сентября (очное обучение, Крым)

Стоимость: 55000 рублей 

Что входит в стоимость: 

– 47 уроков (140 часов) практики и теории, живая обратная связь;

– 7 дневный ретрит «Пранаяма-садхана» посвященный углубленной практике пранаямы и медитации;

– экзамены – физиология, йогатерапия, методология, личная практика, преподавательское мастерство;

– по результатам экзаменов: сертификация (1-2-3 уровень) и свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 300 часов

 

Внимание! Для вольнослушателей действует 15% скидка на обучение (без сдачи экзаменов и сертификации).

Примечание: скидка НЕ распространяется на стоимость курса по «ранней пташке»

 

Регистрация и оплата: yoga108com@gmail.com

 

Михаил Баранов – основатель и руководитель курса, методист, преподаватель йоги с 20-летним стажем, йогатерапевт, опыт практики йоги с 1995 года.

Михаил Баранов

1. Пранаяма – сравнительный анализ описательных моделей, прояснение терминов и понятий:

– определение, цели и задачи, как они осуществляются – методы, техники, результаты;

– пранаяма в традиционных текстах – Упанишады и тантры, Хаха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Йога-сутры, Тирумандирам;

– составные элементы пранаямы;

– этапы практики и методология обучения;

– цели и задачи на каждом этапе;

– «навигационная карта» – по задачам, техникам и этапам практики.

Домашнее задание – проработка пройденного материала.

2. Существующие классификации техник:

– традиционные (йога и аюрведа) – шат-крийи, бандхи, пранаямы, мудры, прана-вайю, нади, коши, чакры;

– физиологические – гигиенические, очистительные, рефлекторные, гипер- и гипо-вентиляционные, гиперкапнические, гипоксические, гемодинамические.

Практика: прана-вьяямы – техники первого этапа.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

Техники первого этапа

3. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 1:

– классификация;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– принципы индивидуализации практики.

Практика – гигиенические процедуры и рефлекторные стимуляции в контексте пранаямы:

– данта-дхаути;

– джихва-дхаути;

– карна-дхаути;

– капалрандриха-дхаути;

– чакшу-дхаути;

– джала-, сутра-нети и аналоги; 

– капалабхати;

– тратак.

Домашнее задание – повторение и закрепление материала.

 

4. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 2:

– экскурс в физиологию системы пищеварения;

– вамана-дхаути, данда-дхаути, вастра-дхаути, варисара-дхаути (шанкр-пракшалана), ватсара-дхаути;

– бандхи, мудры и брюшные манипуляции;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– принципы индивидуализации.

Практика – абдоминальный массаж, набхи-крийя, йога-мудра, уддияна-удара-бандха-крийя, агнисара-дхаути-крийя.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

5. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 3:

– мула-шодхана, наули, басти;

– бандхи, мудры и брюшные манипуляции (продолжение);

– физиологические эффекты, назначение, противопоказания;

– принципы индивидуализации.

Практика – наули, ашвини-мудра, ваджроли-мудра, мулабандха-мудра, маха-мудра.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

6. Прана-вьяяма – часть 1:

– определение и классификация техник;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– принципы индивидуализации практики.

Практика – рефлекторные и гемодинамические вьяямы – подробный разбор техник и их вариаций.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

7. Прана-вьяяма – часть 2:

– гиповентиляционные техники;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– индивидуализация.

Практика:

– традиционные стхула-вьяямы;

– современные аналоги – мобилизующие, волновые и спиральные движения;

– компенсирующие техники.

Подробный разбор техник и их вариаций.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

8. Прана-вьяяма – часть 3:

– гипервентиляционные техники;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– индивидуализация.

Практика:

– методология освоения пурна-бхастрики;

– бхастрика-вьяямы, «кузнечные меха»;

– компенсирующие техники.

Подробный разбор техник и их вариаций.

Домашнее задание – закрепление материала.

 

9. Прана-вьяяма – часть 4:

– трансовые и депривационные техники;

– эффекты, назначение, противопоказания;

– индивидуализация.

Практика – дополнение и обобщение пройденного материала.

Домашнее задание – повторение и закрепление материала.

 

Техники второго и третьего этапов

10. Классические пранаямы, бандхи и мудры 1: 

– систематизация пройденных техник в контексте пранаямы;

– произвольный устойчивый дыхательный ритм;

– влияние ритмов на активность мозга;

– синхронизация работы полушарий;

– методы работы с ритмами, вариации;

– сопутствующие техники и приемы.

Домашнее задание: отработка дыхательных ритмов в пройденных техниках.

 

11. Классические пранаямы, бандхи и мудры 2 – прана-дхарана:

– дыхательные ритмы в контексте управления вниманием;

– классификация техник и приемов;

– характер воздействия этих техник;

– сфера применения;

– репрезентационные системы – процесс восприятия и обработки информации.

Практика: произвольный устойчивый дыхательный ритм + бандхи, мудры и дришти.

 

12. Классические пранаямы, бандхи и мудры 3 – методология развития кумбхаки.

Практика: 

– проработка пройденный техник – разбор ошибок, обратная связь;

– вилома-пранаяма, пратилома-пранаяма и вилома-пратилома-пранаяма;

– сама-вритти и висама-вритти.

 

Прана-дхарана – раджа-йога в хатха-йоге

13. Классические пранаямы, бандхи и мудры 4;  

– как работают «внутренние практики»;

– йога как система культивации восходящих сознательных трансов;

– классификация «йогических трансов»;

– маркировка внутренних состояний.

Практика:

– классическая чакра-дхарана;

– сопутствующие техники и приемы;

– поэтапное освоение;

– проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.

 

14. Классические пранаямы, бандхи и мудры 5 – концепция кош и каналов нади:

– определение, исторический экскурс, тексты;

– философские основания – санкхья и йога, особенности воззрений;

– причины «загрязнения» каналов – проявление;

– методы очищения – признаки очищения.

Практика:

– чакра-дхарана – углубление и дополнение пройденных техник;

– маха-мудра – существующие варианты выполнения, от простого к сложному;

– проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.

 

15. Классические пранаямы, бандхи и мудры 6: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.

Практика:

– маха-мудра – закрепление и развитие;

– паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;

– чакра-дхарана-кумбхака;

– шанмукти-мудра.

 

16. Классические пранаямы, бандхи и мудры 7: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.

Практика:

– маха-мудра – закрепление и развитие;

– паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;

– чакра-дхарана-кумбхака;

– гомукха-паршва-джаландхара-мудра;

– шанмукти-мудра.

 

Кумбхака в асанах – методы работы с задержками дыхания в динамических и статических техниках хатха-йоги

 

17.  Кумбхака в асанах 1: вьяяма-крама-кумбхака.

Теория:

– классификация динамических техник – особенности, эффекты, применение;

– вьяяма, виньяса, карана;

– особенности применения задержек в асанах;

– эффекты, ограничения и противопоказания;

– объективизация практики;

– правила травмобезопасности.

Практика:

– вьяяма-крама-кумбхака;

– уджайи-уддияна-бандха-крийя;

– отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.

 

18.  Кумбхака в асанах 2: асана-крама-кумбхака – бандхи и мудры в асанах.

Теория:

– классификация бандх и мудр;

– принципы сочетания асан с кумбхаками – правила и исключения;

– асана как мудра – долгие фиксации с ритмичным дыханием и задержками;

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала:

– вьяяма-крама-кумбхака;

– уджайи-уддияна-бандха-крийя;

– отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.

Базовые формы для отработки разного вида кумбхак и бандх:

– антар-кумбхака, бахья-кумбхака, убхайя-кумбхака;

– бандхи: мула, уддияна, джаландхара, удара, антар-уддияна, паршва-джаландхара, сету;

– дришти: насагра, бхрумадхья, паршва, антар, набхи.

 

19.  Кумбхака в асанах 3: карана-крама-кумбхака – верхние конечности и позвоночник.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– техники мобилизации верхних конечностей и верхних отделов позвоночника;

– волновое и спиральное движения;

– проработка межреберных мышц вдоха.

 

20. Кумбхака в асанах 4: карана-крама-кумбхака – базовые движения ног.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– техники мобилизации нижних конечностей и нижних отделов позвоночника;

– перемещения – выпады, приседания, повороты, спирали и т.д.;

– развитие алактатной мощности.

 

21.  Кумбхака в асанах 5: карана-крама-кумбхака – перемещения и комбинации.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– объединение пройденных техник.

 

22. Кумбхака в асанах 6: карана-крама-кумбхака – перемещения, балансы и комбинации.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– работа с балансами;

– объединение пройденных техник.

 

23. Кумбхака в асанах 7: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– Сурья-намаскар – базовые формы.

 

24. Кумбхака в асанах 8: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.

Практика:

– повторение и закрепление пройденного материала;

– Сурья-намаскар – базовые формы и их развитие.

 

Раджа-йога

25. Введение. «Йога сознания как система психосоматической навигации».

Теория:

– краткий исторический экскурс – обзор существующих методов;

– источники, тексты, философские основания и воззрения – краткое сравнение;

– цели и их осуществление;

– психотехники и психотехнологии.

Практика: 

– пратьяхара – дхарана – дхьяна;

– поэтапные методы развития сосредоточения.

 

26. Раджа-йога 2: пратьяхара – дхарана – дхьяна.

Теория:

– дукха (неудовлетворенность, импульсивность, тягота, страдание)

– проявление дукхи – причины – методы устранения – признаки отсутствия.

Практика: 

– повторение, развитие, углубление пройденного материала;

– помехи и способы их устранения;

–  обратная связь.

 

27. Раджа-йога 3: пратьяхара – дхарана – дхьяна.

Теория:

– признаки вхождения в дхьяну;

– разные стадии практики и состояния ума.

Практика: 

– повторение и углубление пройденного материала;

– помехи и способы их устранения;

– обратная связь.

 

28. Раджа-йога 4: созерцательные техники.

Теория:

– самадхи как однонаправленное сосредоточение;

– сати – осознавание/памятование;

– Упекша/упекха – невозмутимость, равностность.

Практика:

– поэтапное развитие памятования;

– распределение внимания – техника «сканирования тела»;

– распространённые ошибки и сложности – как их выявлять и устранять;

– обратная связь.

 

29. Раджа-йога 5: созерцательные техники.

Практика:

– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;

– распределение внимания – ощущения и звуки;

– обратная связь.

 

30. Раджа-йога 6: созерцательные техники.

Практика:

– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;

– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон;

– обратная связь.

 

31. Раджа-йога 7: созерцательные техники.

Практика:

– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;

– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;

– обратная связь.

 

32. Раджа-йога 8: созерцательные техники.

Теория: скандхи  – что это и как используется в практике.

Практика:

– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;

– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;

– обратная связь.

 

33. Раджа-йога 9: созерцательные техники.

Теория:

– випассана  – «видение как есть»;

– виды прозрений, осуществление, результаты.

Практика:

– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;

– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;

– обратная связь.

 

34. Раджа-йога 10: созерцательные техники.

Практическое обобщение пройденного материала. Обратная связь, поддержка, ответы на вопросы.

 

35. Пранаяма в контексте современной науки, медицины, фитнеса и спорта:

– утилитарные аспекты дыхательных техник – сферы применения;

– эффекты гиперкапнии и гипоксии в контексте здоровья, качества жизни и спорта высших достижений;

– влияние на когнитивную деятельность;

– гомеостаз и продолжительность жизни;

– обзор современной научной и популярной литературы (книги, статьи, исследования) – Ф. З. Меерсон, Н. А. Агаджанян, В. Н. Селуянов, Н. В. Молчанова, С. В. Баранова и другие.

 

36.  Пранаяма в традиционных школах Индии – обзор и сравнение:

– традиционные школы йоги – Шри Т. Кришнамачарья – Дешикачар, Б.Н.С. Айенгар, П. Джойс. Б.К.С. Айенгар, школа Свами Шивананды, Бихарская школа, Дхирендра Брахмачари, Кайвальядхама (Лонавала), VYOMA (Бангалор), Шри Йогендра (Мумбай), крийя-йога Лахири Махасаи, тибетская янтра-йога, тамильские сиддхи;

– обзор литературы и рекомендации: Андре Ван Лисбет, Кришнамачарья, Б.К.С. Айенгар, Ранджит Сен Гупта, Свами Шивананда, Свами Вишнудевананда.

 

Евгений Бутов

Анатомия и физиология дыхательной системы.

1. Функция внешнего дыхания

   Теория: строение дыхательной системы, мышечно-суставной аппарат дыхания.

   Практика: обучение разминке дыхательной мускулатуры:

                       – вьяямы для дыхательных мышц;

                       – прана-вьяямы в контексте дыхательной разминки;

                       – варианты усложнений, индивидуализация;

                       – типичные ошибки;

                       – травмобезопасность.

Домашнее задание – построение последовательности упражнений для дыхательной разминки.

 2. Функция внешнего дыхания

Теория: строение и задачи дыхательной системы, дыхательные пути, отделы, дыхательные объемы.

   Практика: обучение полному дыханию:

                       – подводящие упражнения, нижнее, среднее, верхнее дыхания;

                       – развивающие упражнения, довдох, довыдох;

                       – контроль выполнения, типичные ошибки, травмобезопасность.

Домашнее задание – отработка контроля длины вдоха/выдоха.

3. Функция внешнего дыхания

Теория: строение дыхательных путей, клеточная дифференцировка функций, дополнительные функции дыхательной системы, важность функций диафрагмы.

   Практика: обучение очистительным дыхательным техникам:

                        – подводящие упражнения, акцентированный/форсированный вдох;

                        – вдох на разных уровнях, акцентированный/форсированный 

                      выдох;

                     – развивающие упражнения, бхастрика и капалабхати;

                     – варианты усложнений, индивидуализация, травмобезопасность.

Домашнее задание: отработка вариантов усложнения выполнения очистительных техник дыхания.

 

Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы

4. Функция переноса газов кровью.

Теория: строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.

Практика:  

– Обучение поэтапному сверхполному выдоху для уддияны;

                    – отслеживание её гемодинамических эффектов;

                    – усложнение практики, индивидуализация, травмобезопасность.

Домашнее задание: уддияна и её варианты – в наклоне стоя, прямо, сидя, лежа.

Контроль за расслаблением.

5. Функция переноса газов кровью.

Теория: строение артерий, вен, капилляров, их роль в транспорте кислорода кровью, гемобарьеры в 

                  различных тканях, градиенты парциальных давлений газов в организме, шунты.

   Практика: обучение упражнениям на основе уддияны:

                       – агнисара и наули в контексте капиллярной гимнастики малого круга кровообращения;

                      – усиление венозного возврата в перевёрнутых асанах с уддияной;

                      – индивидуализация, маркеры сосудистых реакций, травмобезопасность.

Домашнее задание: кумбхаки во время брюшных манипуляций, контроль времени задержек и следующего вдоха.

6. Регуляция дыхания

Теория: строение дыхательного центра и дуги дыхательного рефлекса:

                  – рецепторный и аффекторный аппараты;

                  – автоматизм дыхания, травмобезопасность.

   Практика:  дыхание “максимального объема” с фиксацией на полных/пустых лёгких

                      – усложнение в перевёрнутых асанах;

                      – встраивание упражнений, развивающих легочные объемы, в дыхательную разминку.

Домашнее задание – закрепление пройденного материала

7. Регуляция дыхания

Теория: механо- и хеморецептопы, дополнительная регуляция дыхания;

                      – рН как фактор гомеостаза, буферные системы регуляции рН;

                      – гипервентиляционный алкалоз и его влияние на дыхание;

                      – эффект Бора, гипокапния и её эффекты.

Практика: Гипервентиляционные элементы в пранаямических упражнениях, компенсации в кумбхаках, травмобезопасность:

                   – знакомство с задержками на вдохе и на выдохе;

                   – симпатические и парасимпатические эффекты пранаямы;

                    – варианты Нади-шодханы и цели её использования.

8. Гипоксия

1. Теория: гипоксия/гиперкапния как стимулятор тканевого дыхания:

                    – виды гипоксий и адаптации, маркеры, мониторинг;

                     – индивидуализация нагрузки, травмобезопасность.

      Практика: обучение самавритти и её вариантам:

                         – дозировка нагрузки;

                         – индивидуализация, травмобезопасность.

Домашнее задание: определение оптимальной “единицы ритма” для самавритти.

9. Гипоксия

Теория: тканевая гипоксия, энергетические процессы в клетке:

                     – клеточные маркеры адаптации к гипоксии;

                     – гипоксические эффекты в ЦНС и их использование;

                     – декомпенсированная гипоксия – её опасности и предотвращение.

    Практика:  обучение самавритти:

                   –  этапы. усложнение и индивидуализация;

                   –  подготовка к предельным кумбхакам.

   Домашнее задание: проверка максимального времени задержки, ощущений и эффектов.

10. Пранаяма и фридайвинг

Теория: общность задач и средств;

                        – особенности фридайверских практик, риски и особые требования к травмобезопасности;

                        – в каких случаях фридайвинг нарушает правила пранаямы.

          Практика:  “запрещенка” из фридайвинга:

                              – упаковка и обратная упаковка;

                              – растягивания диафрагмы;

                              – очистительное дыхание для выравнивания давления при погружении;

                              – предельные кумбхаки, схемы индивидуализации, травмобезопасность.

11. Гипоксия и состояние сознания

   Теория:  воздействие гипоксии на работу нервной системы:

                  – изменение в ее работе при компенсации и декомпенсации гипоксии;

                  – измененные состояния сознания при гипоксии.

   Практика:  отслеживание элементов ИСС при серии гипоксических подходов (зрительная кора).

12. Гипоксия и иммунитет

   Теория: иммунитет как система биологических структур и процессов в организме:

                  – общее строение и состав иммунной системы, ее управляемость и роль;

                  – воздействие гипоксии (стимулирующее, истощающие) на центральные и периферические органы иммунной системы;

                  – специфика травмобезопасности по отношению к иммунной системе.

Практика: подбор режимов восстановления в гипоксических сериях – основа индивидуализации практики.

Алексей Шиков

Функциональная анатомия дыхательной системы – динамическая нервно-мышечная стабилизация дыхательной функции, кинезиологические взаимосвязи стереотипов дыхания и постурально-локомоционной функции.

Нервная система – строение и функции: симпатическая, парасимпатическая, метасимпатическая. Взаимосвязи нервной системы и дыхания: контроль дыхания и регуляция дыхательной функции.

3 Объективные методы оценки состояния нервной системы и результатов практики (теория и практика)

Методы оценки дыхательный системы (теория и практика): функциональное тестирования, биохимическая оценка, биомеханическая оценка, психофизиологическое измерение и другие.

Паттерны дыхания – Теория: физиологические и патологические паттерны. Практика: определение паттернов дыхания.

6. Возможные причины нарушения дыхательной функции: заболевания верхних дыхательных путей, заболевания нижних дыхательных путей, заболевания нервной системы, заболевания скелетно-мышечной системы, речь и пение – взаимосвязь с расстройствами дыхательной функции и другие.

7. Методы восстановления дыхательной функции, применяемые в медицине: дыхательные гимнастики , физиотерапевтическое методики, психологические методики, мануальные методики, методы лечения, основанные на биологической обратной связи (БОС) и другие.

8. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика): Общие подходы – их различия с подходами медицинских методов дыхательных упражнений.

9. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания дыхательной системы

10. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания сердечно-сосудистой системы

11. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика) – заболевания нервной системы, психологические и психиатрические расстройства.

12. Блуждающий нерв – ключ к пониманию древних техник йоги – анатомия, тестирование, расстройства, разбор основных зон воздействия на блуждающий нерв.

Эндрю Эпплер 

«Сурья-упасана»- традиционная пранаяма-садхана в линии передачи Шри Тирумулая Кришнамачарьи.

 5 видео-уроков по практике, лекции и консультации.

1) Видеокурс «Сурья-упасана» – вводный урок.

– история метода, комментарии автора;

– как правильно работать с материалами предоставленных видео-уроков; 

– возможные сложности и как их предотвратить.

– обратная связь с участниками;

 

2) Йога и Санкхья – философские основания в Практике йоги и пранаямы в традиции йоги Майсорского дворца – лекция.

– ответы на вопросы по теории и практике.

– обратная связь с участниками;

– методические рекомендации. 

 

3) Итоговая консультация по материалам видео-курса:

– ответы на вопросы по теории и практике;

– обратная связь с участниками;

– методические рекомендации. 

 

Саймон Борг Оливер – «Йога взаимодействия», авторский подход к Пранаяме на основе индийских и китайских техник и методов. 

5 видео-уроков по практике, лекции и консультации.

1) Видеокурс «Йога взаимодействия» – вводный урок

– история метода, комментарии автора;

– как правильно работать с материалами предоставленных видео-уроков; 

– возможные сложности и как их предотвратить.

– обратная связь с участниками;

 

2) Промежуточная консультация по пройденному материалу 

– ответы на вопросы по теории и практике.

– обратная связь с участниками;

– методические рекомендации. 

 

3) Итоговая консультация по материалам видео-курса:

– ответы на вопросы по теории и практике;

– обратная связь с участниками;

– методические рекомендации.

        

Мадаван Мунусами (Индия, Tамилнаду, Карур)

4 практических сессии “Пранаяма-садхана-интенсив” – в традиции классической Шивананда-йоги.

 

Илья Журавлёв  Илья Журавлёв

Илья Журавлев – История, философия и «тонкая анатомия»йоги

1) Тантрические корни хатха-йоги – часть 1. Чакры.

– Философские основания и концептуальные модели традиционных школ йоги;

– Чакры – первые упоминания в текстах;

– Чакральные системы в индийской и «соседних» традициях;

– Многообразие и единство – внешние сходства и различия в подходах к практике.

 

2) Тантрические корни хатха-йоги – часть 2. Гранхи и Кундалини-шакти

– Чакры, как инструменты практики – обзор существующих методов;

– Взаимосвязь философских оснований и йогических воззрений;

– Как работают психотехники и психотехнологии;

– Грандхи и Кундалини-шакти в традиционных текстах;

– Цели, методы, их осуществление и виды «реализаций»;

– Эффекты «пробуждения Кундалини»;

– Как отличить «желаемое от действительного» – секты, нью-эйдж, традиция.

 

      

Сергей Забашта – Основы Аюрведы для практики Йоги.

1) Введение в термины и понятия. Методы определения индивидуальной конституции. 
2) Факторы влияющие на доши и агни (сутки, сезон, возраст) – как их лучше использовать в практике йоги.                                                  3) Диначарья и Ритучарья – рациональное использование «суточной и сезонной динамики дош» в практике йоги.                                     

4) 4) Основы построения рациона в йоге и аюрведе для баланса дош, агни, вайю.

     

Владимир Дружинин – Основы Аюрведы для практики Йоги.

1) Прана-вайю в традиционных текстах Аюрведы (Аштанга-самграха, Харита-самхита) 

– комментарии к текстам, разъяснение терминов и контекстов;

– лекция, подробный разбор текстов с языка оригинала;

– ответы на вопросы и обратная связь с участниками.

Расписание 1 части курса (9 апреля-22 мая)

1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение) 23 урока 60 часов, экзамены по теории и практике.

9 апреля (суббота) 08.00-10.30 

Михаил Баранов (теория) – Пранаяма – сравнительный анализ описательных моделей, прояснение терминов и понятий.

теория:

– определение, цели и задачи и как они осуществляются – методы, техники, результаты;

– пранаяма в традиционных текстах – Упанишады и тантры, Хаха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Йога-сутры, Тирумандирам;

– составные элементы пранаямы;

– этапы практики и методология обучения;

– цели и задачи на каждом этапе;

– «навигационная карта» – по задачам, техникам и этапам практики.

Домашнее задание:

– проработка пройденного материала по теории;

– прана-вьяямы – техники первого этапа, видеозапись урока по практике – задание на неделю, обратная связь по практическому материалу на следующих уроках.

9 апреля (суббота) 11.30-14.00 

Алексей Шиков (теория) – Функциональная анатомия дыхательной системы: 

– динамическая нервно-мышечная стабилизация дыхательной функции;

– кинезиологические взаимосвязи стереотипов дыхания и постурально-локомоционной функции.

10 апреля (воскресенье) – 11.00-13.30

 Михаил БарановПранаяма – существующие классификации техник:

– традиционные (йога и аюрведа) – шат-крийи, бандхи, пранаямы, мудры, прана-вайю, нади, коши, чакры;

– физиологические – гигиенические, очистительные, рефлекторные, гипер- и гипо-вентиляционные, гиперкапнические, гипоксические, гемодинамические.

Домашнее задание:

– проработка пройденного материала по теории;

– прана-вьяямы – техники первого этапа, видеозапись урока по практике;

– задание на неделю, обратная связь по практическому материалу на следующих уроках.

15 апреля (пятница)  07.15-09.15

 Михаил Баранов – Экзаменационный комплекс по практике:

– подробный разбор техник и приемов;

– ответы на вопросы и обратная связь.

16 апреля (суббота) – 08.00-10.30 

Евгений Бутов (теория и практика) – Анатомия и физиология дыхательной системы.

 Функция внешнего дыхания

   Теория: строение дыхательной системы, мышечно-суставной аппарат дыхания.

   Практика: обучение разминке дыхательной мускулатуры:

  – вьяямы для дыхательных мышц;

  – прана-вьяямы в контексте дыхательной разминки;

 – варианты усложнений, индивидуализация;

– типичные ошибки;

– травмобезопасность.

Домашнее задание – построение последовательности упражнений для дыхательной разминки.

16 апреля (суббота) 11.30-14.00

Михаил Баранов (теория и практика)

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу (занятия 9-10 апреля).

– ответы на вопросы и комментарии.

Практика:

– проверка и закрепление пройденных техник;

– комментарий по эффектам и противопоказаниям;

– учимся видеть ошибки и исправлять их – на что нужно смотреть и как исправить;

– основные критерии индивидуализации практики.

17 апреля (воскресенье) – 11.30-14.00

Евгений Бутов (теория) – Функция внешнего дыхания

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу (анатомия и физиология дыхательной системы).

– ответы на вопросы и комментарии;

– эффекты и противопоказания пройденных техник.

Теория: 

– строение дыхательных путей;

– клеточная дифференцировка функций;

– дополнительные функции дыхательной системы; 

– важность функций диафрагмы.

Практика: Проверка выполнения пройденных техник, ответы на вопросы, обратная связь.

20 апреля (среда)  19.30-21.30 

Алексей Шиков (теория) – Функциональная анатомия дыхательной системы: 

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу;

– ответы на вопросы, дополнения, комментарии.

23 апреля (суббота) 08.00-10.30 

Евгений Бутов Функция внешнего дыхания (практика)

 Практика:

– подводящие упражнения, акцентированный/форсированный вдох;

 – вдох на разных уровнях, акцентированный/форсированный выдох;

 – развивающие упражнения, бхастрика и капалабхати;

 – варианты усложнений, индивидуализация, травмобезопасность.

Домашнее задание: отработка вариантов усложнения очистительных техник дыхания.

23 апреля (суббота) 11.30-14.00

Михаил Баранов (теория и практика)

Техники первого этапа

3) Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 1:

– классификация

– эффекты, назначение, противопоказания

– принципы индивидуализации практики

Гигиенические процедуры и рефлекторные стимуляции в контексте Пранаямы:

– данта-дхаути;

– джихва-дхаути;

– карна-дхаути;

– капалрандриха-дхаути;

– чакшу-дхаути;

– джала-, сутра-нети и аналоги; 

– капалабхати

– тратак.

Домашнее задание – повторение и закрепление материала

24 апреля (воскресенье) – 11.30-14.00

Алексей Шиков – «Строение и функции нервной системы»

Теория: 

– симпатический отдел ВНС;

– парасимпатический отдел ВНС; 

– метасимпатическая нервная система;

– взаимосвязи нервной системы и дыхания;

– контроль дыхания;

– регуляция дыхательной функции.

28 апреля (среда) 19.30-21.30

 Алексей Шиков Объективные методы оценки состояния нервной системы – теория и практика:

– объективные методы оценки состояния нервной системы;

– объективные методы оценки результатов практики. 

30 апреля (суббота) 08.00-10.30 

Евгений Бутов – Анатомия и физиология сердечно сосудистой системы.

Теория: 

– функция переноса газов кровью;

– строение и работа сердца;

– большой и малый круги кровообращения.

Практика:  

– обучение поэтапному сверхполному выдоху для уддияна-бандхи;

– отслеживание гемодинамических эффектов уддияна-бандхи;

– усложненные варианты практики, индивидуализация, травмобезопасность.

Дом. Задание: уддияна-бандха и её варианты – в наклоне стоя, стоя вертикально, сидя, лежа – методы контроля расслабления.

30 апреля (суббота) – 11.30-14.00 

Михаил Баранов (теория и практика) – Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 2:

– экскурс в физиологию системы пищеварения;

– вамана-дхаути, данда-дхаути, вастра-дхаути, варисара-дхаути (шанкр-пракшалана), ватсара-дхаути

– бандхи, мудры и брюшные манипуляции

– эффекты, назначение, противопоказания

– принципы индивидуализации

Практика – абдомиальный массаж, набхи-крийя, йога-мудра, уддияна-удара-бандха-крийя, агнисара-дхаути-крийя

Домашнее задание – закрепление материала

1 мая (воскресенье) – 08.00-10.30 

Алексей Шиков – Объективные методы оценки состояния нервной системы:

– теория и практика:- опрос по пройденному материалу;

– ответы на вопросы, дополнения и комментарии;

– практика.

1 мая (воскресенье) – 11.30-14.00

Евгений Бутов – Функции внешнего дыхания, анатомия и физиология ДС.

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу.

– ответы на вопросы и комментарии;

– эффекты и противопоказания пройденных техник.

Практика:

– проверка и закрепление пройденных техник;

– комментарий по эффектам и противопоказаниям;

– учимся видеть ошибки и исправлять их – на что нужно смотреть и как исправить.

7 мая (суббота) 08.00-10.30 

Евгений Бутов – Функция переноса газов кровью:

– строение артерий, вен, каппиляров;

– роль сосудов в транспорте кислорода;

– гемобарьеры в различных тканях;

– градиенты парциальных давлений газов в организме, шунты.

Практика: 

– обучение упражнениям на основе уддияна-бандхи;

– агнисара и наули в контексте капиллярной гимнастики малого круга кровообращения;

– усиление венозного возврата в перевёрнутых асанах с уддияна-бандхой;

– индивидуализация, маркеры сосудистых реакций, травмобезопасность.

Дом. задание: кумбхаки во время брюшных манипуляций, контроль времени задержек и следующего вдоха.

7 мая (суббота) 11.30-14.00 

Алексей Шиков Методы оценки состояния дыхательный системы (теория и практика):

– функциональные тестирования;

– биохимическая оценка;

– биомеханическая оценка;

– психофизиологическое измерение;

– другие.

8 мая (воскресенье) – 11.30-14.00

Михаил Баранов (теория и практика) – Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 3:

– мула-шодхана, наули, басти;

– бандхи, мудры и брюшные манипуляции (продолжение);

– физиологические эффекты, назначение, противопоказания;

– принципы индивидуализации практики;

Практика: наули, ашвини-мудра, ваджроли-мудра, мула-бандха-мудра, маха-мудра.

14 мая (суббота) 08.00-10.30 

Евгений Бутов – Регуляция дыхания:

– строение дыхательного центра и дуги дыхательного рефлекса;

– рецепторный и аффекторный аппараты;

– автоматизм дыхания, травмобезопасность;

Практика:  

– дыхание “максимального объема” с фиксацией на полных/пустых лёгких;

– усложнение в перевёрнутых асанах;

– встраивание упражнений развивающих легочные объемы в дыхательную разминку;

– домашнее задание – закрепление пройденного материала.

14 мая (суббота) – 11.30-14.00 

Михаил Баранов (теория и практика) – Прана-вьяяма – часть 1:

– определение и классификация техник

– эффекты, назначение, противопоказания

– принципы индивидуализации практики

Практика:

– рефлекторные и гемодинамические вьяямы – подробный разбор техник и их вариаций;

– домашнее задание для подготовки к экзаменам.

15 мая (воскресенье) – 11.30-14.30

Алексей Шиков Дыхательная система (продолжение)

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу (объективная оценка состояния дыхательной системы).

Теория:

– паттерны дыхания; 

– физиологические паттерны;

– патологические паттерны.

Практика:

– определение паттернов дыхания.

21 мая (суббота) 08.00-10.30

Евгений Бутов – Сердечно сосудистая система:

– опрос по пройденному материалу;

– ответы на вопросы, дополнения и комментарии;

– эффекты и противопоказания пройденных техник.

21 мая (суббота) 11.30-14.00

Алексей Шиков Дыхательная система – возможные причины нарушения дыхательной функции:

Обратная связь:

– опрос по пройденному материалу (паттерны дыхания);

теория:

– заболевания верхних дыхательных путей;

– заболевания нижних дыхательных путей;

– заболевания нервной системы;

– заболевания скелетно-мышечной системы;

– связь расстройств дыхательной функции с речью и пением;

– другие.

22 мая (воскресенье) – 09.00 – 21.00

Экзамены по теории 

Регистрация

    Для регистрации на курс заполните форму. В ответ вам придет письмо с анкетой участника преподавательского курса Yoga108.

    Фамилия Имя Отчество (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Ваш телефон (по желанию)

    Напишите несколько слов о себе и своем опыте в йоге.

    ×