Программа курса подготовки преподавателей школы Йога108 «Прояснение пранаямы»
1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение, экзамены, сертификация 1 уровня)
2 часть курса: 22 мая-10 сентября (онлайн-обучение, с отечественными и зарубежными преподавателями)
3 часть курса: 12-26 сентября (очное обучение, Крым, пранаяма-садхана-ретрит, экзамены, сертификация 2-3 уровня)
Основной состав преподавателей:
Михаил Баранов (Россия) - Пурна-йога: техники и подходы традиционных школ, кумбхака в асанах, основы раджа-йоги (прана-дхарана, дхьяна, созерцательные техники), история и философия - "тонкая анатомия" в традиционных текстах (чакры, нади, коши, вайю), современные физиологические модели для традиционной практики;
Евгений Бутов (Россия) - анатомия и физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, классические индийские пранаямы на стыке йоги и фридайвинга;
Алексей Шиков (Россия) - анатомия, физиология, неврология и йогатерапия заболеваний дыхательной и нервной систем;
Приглашенные преподаватели:
Йогачарья Мадаван Мунусами (Индия, тамилнаду, Карур) - «Пранаяма-садхана-интенсив» в традиции школы Свами Шивананды;
Эндрю Эпплер (США, Оклахома) - "Сурья-упасана" особенности практики Пранаямы в традиции йоги Шри Тирумулая Кришнамачарьи;
Саймон Борг Оливер (Австралия, Сидней) - дыхательные техники индийской и китайской традиций - уникальный авторский метод;
Илья Журавлев (Россия) - «тонкая анатомия» в традиционных текстах, в контексте практики Пранаямы;
Владимир Дружинин (Россия) - малоизвестные классические тексты Аюрведы в контексте Пранаямы;
Сергей Забашта (Россия) - индивидуализация практики йоги согласно канонам Аюрведы;
ДАТЫ, СТОИМОСТЬ, РЕГИСТРАЦИЯ.
Весь курс: 9 апреля – 26 сентября 2022 года
Стоимость: 108 000 рублей – при оплате до 20 марта, при оплате после 20 марта, 118000 рублей
Что входит в стоимость:
– 108 уроков (300 часов) посвященных практике и теории, занятия по выходным, задания на неделю;
– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;
– методические материалы (презентации, статьи, литература), онлайн-консультации;
– очное обучение
– 8 дневный ретрит «Пранаяма-садхана» – по практике пранаямы и медитации;
– экзамены по теории и практике;
– по результатам экзаменов – свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 300 часов;
Варианты при оплате частями:
1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение)
Стоимость: 30000 рублей
Что входит в стоимость:
– 21 урок (60 часов) посвященных практике и теории;
– онлайн-консультации, домашние задания, обратная связь;
– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;
– по результатам экзаменов: сертификация (1 уровень) и свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 60 часов);
– возможность продолжить обучение на следующий год.
2 часть курса: 22 мая-10 сентября (онлайн-обучение)
Стоимость: 45000 рублей
Что входит в стоимость:
– 40 уроков (100 часов) посвященных практике и теории с отечественными и зарубежными преподавателями;
– онлайн-консультации, домашние задания, обратная связь;
– доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;
– возможность продолжить обучение на следующий год.
3 часть курса: 12-26 сентября (очное обучение, Крым)
Стоимость: 55000 рублей
Что входит в стоимость:
– 47 уроков (140 часов) практики и теории, живая обратная связь;
– 7 дневный ретрит «Пранаяма-садхана» посвященный углубленной практике пранаямы и медитации;
– экзамены – физиология, йогатерапия, методология, личная практика, преподавательское мастерство;
– по результатам экзаменов: сертификация (1-2-3 уровень) и свидетельство о повышении квалификации гос-образца «Традиционные методы оздоровления» – 300 часов
Внимание! Для вольнослушателей действует 15% скидка на обучение (без сдачи экзаменов и сертификации).
Примечание: скидка НЕ распространяется на стоимость курса по «ранней пташке»
Регистрация и оплата: yoga108com@gmail.com



Михаил Баранов – основатель и руководитель курса, методист, преподаватель йоги с 20-летним стажем, йогатерапевт, опыт практики йоги с 1995 года.
Михаил Баранов
1. Пранаяма – сравнительный анализ описательных моделей, прояснение терминов и понятий:
– определение, цели и задачи, как они осуществляются – методы, техники, результаты;
– пранаяма в традиционных текстах – Упанишады и тантры, Хаха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Йога-сутры, Тирумандирам;
– составные элементы пранаямы;
– этапы практики и методология обучения;
– цели и задачи на каждом этапе;
– «навигационная карта» – по задачам, техникам и этапам практики.
Домашнее задание – проработка пройденного материала.
2. Существующие классификации техник:
– традиционные (йога и аюрведа) – шат-крийи, бандхи, пранаямы, мудры, прана-вайю, нади, коши, чакры;
– физиологические – гигиенические, очистительные, рефлекторные, гипер- и гипо-вентиляционные, гиперкапнические, гипоксические, гемодинамические.
Практика: прана-вьяямы – техники первого этапа.
Домашнее задание – закрепление материала.
Техники первого этапа
3. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 1:
– классификация;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– принципы индивидуализации практики.
Практика – гигиенические процедуры и рефлекторные стимуляции в контексте пранаямы:
– данта-дхаути;
– джихва-дхаути;
– карна-дхаути;
– капалрандриха-дхаути;
– чакшу-дхаути;
– джала-, сутра-нети и аналоги;
– капалабхати;
– тратак.
Домашнее задание – повторение и закрепление материала.
4. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 2:
– экскурс в физиологию системы пищеварения;
– вамана-дхаути, данда-дхаути, вастра-дхаути, варисара-дхаути (шанкр-пракшалана), ватсара-дхаути;
– бандхи, мудры и брюшные манипуляции;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– принципы индивидуализации.
Практика – абдоминальный массаж, набхи-крийя, йога-мудра, уддияна-удара-бандха-крийя, агнисара-дхаути-крийя.
Домашнее задание – закрепление материала.
5. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 3:
– мула-шодхана, наули, басти;
– бандхи, мудры и брюшные манипуляции (продолжение);
– физиологические эффекты, назначение, противопоказания;
– принципы индивидуализации.
Практика – наули, ашвини-мудра, ваджроли-мудра, мулабандха-мудра, маха-мудра.
Домашнее задание – закрепление материала.
6. Прана-вьяяма – часть 1:
– определение и классификация техник;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– принципы индивидуализации практики.
Практика – рефлекторные и гемодинамические вьяямы – подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
7. Прана-вьяяма – часть 2:
– гиповентиляционные техники;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– индивидуализация.
Практика:
– традиционные стхула-вьяямы;
– современные аналоги – мобилизующие, волновые и спиральные движения;
– компенсирующие техники.
Подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
8. Прана-вьяяма – часть 3:
– гипервентиляционные техники;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– индивидуализация.
Практика:
– методология освоения пурна-бхастрики;
– бхастрика-вьяямы, «кузнечные меха»;
– компенсирующие техники.
Подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
9. Прана-вьяяма – часть 4:
– трансовые и депривационные техники;
– эффекты, назначение, противопоказания;
– индивидуализация.
Практика – дополнение и обобщение пройденного материала.
Домашнее задание – повторение и закрепление материала.
Техники второго и третьего этапов
10. Классические пранаямы, бандхи и мудры 1:
– систематизация пройденных техник в контексте пранаямы;
– произвольный устойчивый дыхательный ритм;
– влияние ритмов на активность мозга;
– синхронизация работы полушарий;
– методы работы с ритмами, вариации;
– сопутствующие техники и приемы.
Домашнее задание: отработка дыхательных ритмов в пройденных техниках.
11. Классические пранаямы, бандхи и мудры 2 – прана-дхарана:
– дыхательные ритмы в контексте управления вниманием;
– классификация техник и приемов;
– характер воздействия этих техник;
– сфера применения;
– репрезентационные системы – процесс восприятия и обработки информации.
Практика: произвольный устойчивый дыхательный ритм + бандхи, мудры и дришти.
12. Классические пранаямы, бандхи и мудры 3 – методология развития кумбхаки.
Практика:
– проработка пройденный техник – разбор ошибок, обратная связь;
– вилома-пранаяма, пратилома-пранаяма и вилома-пратилома-пранаяма;
– сама-вритти и висама-вритти.
Прана-дхарана – раджа-йога в хатха-йоге
13. Классические пранаямы, бандхи и мудры 4;
– как работают «внутренние практики»;
– йога как система культивации восходящих сознательных трансов;
– классификация «йогических трансов»;
– маркировка внутренних состояний.
Практика:
– классическая чакра-дхарана;
– сопутствующие техники и приемы;
– поэтапное освоение;
– проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
14. Классические пранаямы, бандхи и мудры 5 – концепция кош и каналов нади:
– определение, исторический экскурс, тексты;
– философские основания – санкхья и йога, особенности воззрений;
– причины «загрязнения» каналов – проявление;
– методы очищения – признаки очищения.
Практика:
– чакра-дхарана – углубление и дополнение пройденных техник;
– маха-мудра – существующие варианты выполнения, от простого к сложному;
– проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
15. Классические пранаямы, бандхи и мудры 6: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
Практика:
– маха-мудра – закрепление и развитие;
– паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;
– чакра-дхарана-кумбхака;
– шанмукти-мудра.
16. Классические пранаямы, бандхи и мудры 7: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
Практика:
– маха-мудра – закрепление и развитие;
– паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;
– чакра-дхарана-кумбхака;
– гомукха-паршва-джаландхара-мудра;
– шанмукти-мудра.
Кумбхака в асанах – методы работы с задержками дыхания в динамических и статических техниках хатха-йоги
17. Кумбхака в асанах 1: вьяяма-крама-кумбхака.
Теория:
– классификация динамических техник – особенности, эффекты, применение;
– вьяяма, виньяса, карана;
– особенности применения задержек в асанах;
– эффекты, ограничения и противопоказания;
– объективизация практики;
– правила травмобезопасности.
Практика:
– вьяяма-крама-кумбхака;
– уджайи-уддияна-бандха-крийя;
– отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.
18. Кумбхака в асанах 2: асана-крама-кумбхака – бандхи и мудры в асанах.
Теория:
– классификация бандх и мудр;
– принципы сочетания асан с кумбхаками – правила и исключения;
– асана как мудра – долгие фиксации с ритмичным дыханием и задержками;
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала:
– вьяяма-крама-кумбхака;
– уджайи-уддияна-бандха-крийя;
– отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.
Базовые формы для отработки разного вида кумбхак и бандх:
– антар-кумбхака, бахья-кумбхака, убхайя-кумбхака;
– бандхи: мула, уддияна, джаландхара, удара, антар-уддияна, паршва-джаландхара, сету;
– дришти: насагра, бхрумадхья, паршва, антар, набхи.
19. Кумбхака в асанах 3: карана-крама-кумбхака – верхние конечности и позвоночник.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– техники мобилизации верхних конечностей и верхних отделов позвоночника;
– волновое и спиральное движения;
– проработка межреберных мышц вдоха.
20. Кумбхака в асанах 4: карана-крама-кумбхака – базовые движения ног.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– техники мобилизации нижних конечностей и нижних отделов позвоночника;
– перемещения – выпады, приседания, повороты, спирали и т.д.;
– развитие алактатной мощности.
21. Кумбхака в асанах 5: карана-крама-кумбхака – перемещения и комбинации.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– объединение пройденных техник.
22. Кумбхака в асанах 6: карана-крама-кумбхака – перемещения, балансы и комбинации.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– работа с балансами;
– объединение пройденных техник.
23. Кумбхака в асанах 7: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– Сурья-намаскар – базовые формы.
24. Кумбхака в асанах 8: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.
Практика:
– повторение и закрепление пройденного материала;
– Сурья-намаскар – базовые формы и их развитие.
Раджа-йога
25. Введение. «Йога сознания как система психосоматической навигации».
Теория:
– краткий исторический экскурс – обзор существующих методов;
– источники, тексты, философские основания и воззрения – краткое сравнение;
– цели и их осуществление;
– психотехники и психотехнологии.
Практика:
– пратьяхара – дхарана – дхьяна;
– поэтапные методы развития сосредоточения.
26. Раджа-йога 2: пратьяхара – дхарана – дхьяна.
Теория:
– дукха (неудовлетворенность, импульсивность, тягота, страдание)
– проявление дукхи – причины – методы устранения – признаки отсутствия.
Практика:
– повторение, развитие, углубление пройденного материала;
– помехи и способы их устранения;
– обратная связь.
27. Раджа-йога 3: пратьяхара – дхарана – дхьяна.
Теория:
– признаки вхождения в дхьяну;
– разные стадии практики и состояния ума.
Практика:
– повторение и углубление пройденного материала;
– помехи и способы их устранения;
– обратная связь.
28. Раджа-йога 4: созерцательные техники.
Теория:
– самадхи как однонаправленное сосредоточение;
– сати – осознавание/памятование;
– Упекша/упекха – невозмутимость, равностность.
Практика:
– поэтапное развитие памятования;
– распределение внимания – техника «сканирования тела»;
– распространённые ошибки и сложности – как их выявлять и устранять;
– обратная связь.
29. Раджа-йога 5: созерцательные техники.
Практика:
– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
– распределение внимания – ощущения и звуки;
– обратная связь.
30. Раджа-йога 6: созерцательные техники.
Практика:
– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон;
– обратная связь.
31. Раджа-йога 7: созерцательные техники.
Практика:
– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
– обратная связь.
32. Раджа-йога 8: созерцательные техники.
Теория: скандхи – что это и как используется в практике.
Практика:
– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
– обратная связь.
33. Раджа-йога 9: созерцательные техники.
Теория:
– випассана – «видение как есть»;
– виды прозрений, осуществление, результаты.
Практика:
– поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
– распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
– обратная связь.
34. Раджа-йога 10: созерцательные техники.
Практическое обобщение пройденного материала. Обратная связь, поддержка, ответы на вопросы.
35. Пранаяма в контексте современной науки, медицины, фитнеса и спорта:
– утилитарные аспекты дыхательных техник – сферы применения;
– эффекты гиперкапнии и гипоксии в контексте здоровья, качества жизни и спорта высших достижений;
– влияние на когнитивную деятельность;
– гомеостаз и продолжительность жизни;
– обзор современной научной и популярной литературы (книги, статьи, исследования) – Ф. З. Меерсон, Н. А. Агаджанян, В. Н. Селуянов, Н. В. Молчанова, С. В. Баранова и другие.
36. Пранаяма в традиционных школах Индии – обзор и сравнение:
– традиционные школы йоги – Шри Т. Кришнамачарья – Дешикачар, Б.Н.С. Айенгар, П. Джойс. Б.К.С. Айенгар, школа Свами Шивананды, Бихарская школа, Дхирендра Брахмачари, Кайвальядхама (Лонавала), VYOMA (Бангалор), Шри Йогендра (Мумбай), крийя-йога Лахири Махасаи, тибетская янтра-йога, тамильские сиддхи;
– обзор литературы и рекомендации: Андре Ван Лисбет, Кришнамачарья, Б.К.С. Айенгар, Ранджит Сен Гупта, Свами Шивананда, Свами Вишнудевананда.
Евгений Бутов
Анатомия и физиология дыхательной системы.
1. Функция внешнего дыхания
Теория: строение дыхательной системы, мышечно-суставной аппарат дыхания.
Практика: обучение разминке дыхательной мускулатуры:
– вьяямы для дыхательных мышц;
– прана-вьяямы в контексте дыхательной разминки;
– варианты усложнений, индивидуализация;
– типичные ошибки;
– травмобезопасность.
Домашнее задание – построение последовательности упражнений для дыхательной разминки.
2. Функция внешнего дыхания
Теория: строение и задачи дыхательной системы, дыхательные пути, отделы, дыхательные объемы.
Практика: обучение полному дыханию:
– подводящие упражнения, нижнее, среднее, верхнее дыхания;
– развивающие упражнения, довдох, довыдох;
– контроль выполнения, типичные ошибки, травмобезопасность.
Домашнее задание – отработка контроля длины вдоха/выдоха.
3. Функция внешнего дыхания
Теория: строение дыхательных путей, клеточная дифференцировка функций, дополнительные функции дыхательной системы, важность функций диафрагмы.
Практика: обучение очистительным дыхательным техникам:
– подводящие упражнения, акцентированный/форсированный вдох;
– вдох на разных уровнях, акцентированный/форсированный
выдох;
– развивающие упражнения, бхастрика и капалабхати;
– варианты усложнений, индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: отработка вариантов усложнения выполнения очистительных техник дыхания.
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы
4. Функция переноса газов кровью.
Теория: строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.
Практика:
– Обучение поэтапному сверхполному выдоху для уддияны;
– отслеживание её гемодинамических эффектов;
– усложнение практики, индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: уддияна и её варианты – в наклоне стоя, прямо, сидя, лежа.
Контроль за расслаблением.
5. Функция переноса газов кровью.
Теория: строение артерий, вен, капилляров, их роль в транспорте кислорода кровью, гемобарьеры в
различных тканях, градиенты парциальных давлений газов в организме, шунты.
Практика: обучение упражнениям на основе уддияны:
– агнисара и наули в контексте капиллярной гимнастики малого круга кровообращения;
– усиление венозного возврата в перевёрнутых асанах с уддияной;
– индивидуализация, маркеры сосудистых реакций, травмобезопасность.
Домашнее задание: кумбхаки во время брюшных манипуляций, контроль времени задержек и следующего вдоха.
6. Регуляция дыхания
Теория: строение дыхательного центра и дуги дыхательного рефлекса:
– рецепторный и аффекторный аппараты;
– автоматизм дыхания, травмобезопасность.
Практика: дыхание “максимального объема” с фиксацией на полных/пустых лёгких
– усложнение в перевёрнутых асанах;
– встраивание упражнений, развивающих легочные объемы, в дыхательную разминку.
Домашнее задание – закрепление пройденного материала
7. Регуляция дыхания
Теория: механо- и хеморецептопы, дополнительная регуляция дыхания;
– рН как фактор гомеостаза, буферные системы регуляции рН;
– гипервентиляционный алкалоз и его влияние на дыхание;
– эффект Бора, гипокапния и её эффекты.
Практика: Гипервентиляционные элементы в пранаямических упражнениях, компенсации в кумбхаках, травмобезопасность:
– знакомство с задержками на вдохе и на выдохе;
– симпатические и парасимпатические эффекты пранаямы;
– варианты Нади-шодханы и цели её использования.
8. Гипоксия
1. Теория: гипоксия/гиперкапния как стимулятор тканевого дыхания:
– виды гипоксий и адаптации, маркеры, мониторинг;
– индивидуализация нагрузки, травмобезопасность.
Практика: обучение самавритти и её вариантам:
– дозировка нагрузки;
– индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: определение оптимальной “единицы ритма” для самавритти.
9. Гипоксия
Теория: тканевая гипоксия, энергетические процессы в клетке:
– клеточные маркеры адаптации к гипоксии;
– гипоксические эффекты в ЦНС и их использование;
– декомпенсированная гипоксия – её опасности и предотвращение.
Практика: обучение самавритти:
– этапы. усложнение и индивидуализация;
– подготовка к предельным кумбхакам.
Домашнее задание: проверка максимального времени задержки, ощущений и эффектов.
10. Пранаяма и фридайвинг
Теория: общность задач и средств;
– особенности фридайверских практик, риски и особые требования к травмобезопасности;
– в каких случаях фридайвинг нарушает правила пранаямы.
Практика: “запрещенка” из фридайвинга:
– упаковка и обратная упаковка;
– растягивания диафрагмы;
– очистительное дыхание для выравнивания давления при погружении;
– предельные кумбхаки, схемы индивидуализации, травмобезопасность.
11. Гипоксия и состояние сознания
Теория: воздействие гипоксии на работу нервной системы:
– изменение в ее работе при компенсации и декомпенсации гипоксии;
– измененные состояния сознания при гипоксии.
Практика: отслеживание элементов ИСС при серии гипоксических подходов (зрительная кора).
12. Гипоксия и иммунитет
Теория: иммунитет как система биологических структур и процессов в организме:
– общее строение и состав иммунной системы, ее управляемость и роль;
– воздействие гипоксии (стимулирующее, истощающие) на центральные и периферические органы иммунной системы;
– специфика травмобезопасности по отношению к иммунной системе.
Практика: подбор режимов восстановления в гипоксических сериях – основа индивидуализации практики.
Алексей Шиков
1 Функциональная анатомия дыхательной системы – динамическая нервно-мышечная стабилизация дыхательной функции, кинезиологические взаимосвязи стереотипов дыхания и постурально-локомоционной функции.
2 Нервная система – строение и функции: симпатическая, парасимпатическая, метасимпатическая. Взаимосвязи нервной системы и дыхания: контроль дыхания и регуляция дыхательной функции.
3 Объективные методы оценки состояния нервной системы и результатов практики (теория и практика)
4 Методы оценки дыхательный системы (теория и практика): функциональное тестирования, биохимическая оценка, биомеханическая оценка, психофизиологическое измерение и другие.
5 Паттерны дыхания – Теория: физиологические и патологические паттерны. Практика: определение паттернов дыхания.
6. Возможные причины нарушения дыхательной функции: заболевания верхних дыхательных путей, заболевания нижних дыхательных путей, заболевания нервной системы, заболевания скелетно-мышечной системы, речь и пение – взаимосвязь с расстройствами дыхательной функции и другие.
7. Методы восстановления дыхательной функции, применяемые в медицине: дыхательные гимнастики , физиотерапевтическое методики, психологические методики, мануальные методики, методы лечения, основанные на биологической обратной связи (БОС) и другие.
8. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика): Общие подходы – их различия с подходами медицинских методов дыхательных упражнений.
9. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания дыхательной системы
10. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания сердечно-сосудистой системы
11. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика) – заболевания нервной системы, психологические и психиатрические расстройства.
12. Блуждающий нерв – ключ к пониманию древних техник йоги – анатомия, тестирование, расстройства, разбор основных зон воздействия на блуждающий нерв.
Эндрю Эпплер
«Сурья-упасана»- традиционная пранаяма-садхана в линии передачи Шри Тирумулая Кришнамачарьи.
5 видео-уроков по практике, лекции и консультации.
1) Видеокурс «Сурья-упасана» – вводный урок.
– история метода, комментарии автора;
– как правильно работать с материалами предоставленных видео-уроков;
– возможные сложности и как их предотвратить.
– обратная связь с участниками;
2) Йога и Санкхья – философские основания в Практике йоги и пранаямы в традиции йоги Майсорского дворца – лекция.
– ответы на вопросы по теории и практике.
– обратная связь с участниками;
– методические рекомендации.
3) Итоговая консультация по материалам видео-курса:
– ответы на вопросы по теории и практике;
– обратная связь с участниками;
– методические рекомендации.
Саймон Борг Оливер – «Йога взаимодействия», авторский подход к Пранаяме на основе индийских и китайских техник и методов.
5 видео-уроков по практике, лекции и консультации.
1) Видеокурс «Йога взаимодействия» – вводный урок
– история метода, комментарии автора;
– как правильно работать с материалами предоставленных видео-уроков;
– возможные сложности и как их предотвратить.
– обратная связь с участниками;
2) Промежуточная консультация по пройденному материалу
– ответы на вопросы по теории и практике.
– обратная связь с участниками;
– методические рекомендации.
3) Итоговая консультация по материалам видео-курса:
– ответы на вопросы по теории и практике;
– обратная связь с участниками;
– методические рекомендации.
Мадаван Мунусами (Индия, Tамилнаду, Карур)
4 практических сессии “Пранаяма-садхана-интенсив” – в традиции классической Шивананда-йоги.
Илья Журавлев – История, философия и «тонкая анатомия»йоги
1) Тантрические корни хатха-йоги – часть 1. Чакры.
– Философские основания и концептуальные модели традиционных школ йоги;
– Чакры – первые упоминания в текстах;
– Чакральные системы в индийской и «соседних» традициях;
– Многообразие и единство – внешние сходства и различия в подходах к практике.
2) Тантрические корни хатха-йоги – часть 2. Гранхи и Кундалини-шакти
– Чакры, как инструменты практики – обзор существующих методов;
– Взаимосвязь философских оснований и йогических воззрений;
– Как работают психотехники и психотехнологии;
– Грандхи и Кундалини-шакти в традиционных текстах;
– Цели, методы, их осуществление и виды «реализаций»;
– Эффекты «пробуждения Кундалини»;
– Как отличить «желаемое от действительного» – секты, нью-эйдж, традиция.
Сергей Забашта – Основы Аюрведы для практики Йоги.
1) Введение в термины и понятия. Методы определения индивидуальной конституции.
2) Факторы влияющие на доши и агни (сутки, сезон, возраст) – как их лучше использовать в практике йоги. 3) Диначарья и Ритучарья – рациональное использование «суточной и сезонной динамики дош» в практике йоги.
4) 4) Основы построения рациона в йоге и аюрведе для баланса дош, агни, вайю.
Владимир Дружинин – Основы Аюрведы для практики Йоги.
1) Прана-вайю в традиционных текстах Аюрведы (Аштанга-самграха, Харита-самхита)
– комментарии к текстам, разъяснение терминов и контекстов;
– лекция, подробный разбор текстов с языка оригинала;
– ответы на вопросы и обратная связь с участниками.
Расписание 1 части курса (9 апреля-22 мая)
1 часть курса: 9 апреля-21 мая (онлайн-обучение) 23 урока 60 часов, экзамены по теории и практике.
9 апреля (суббота) 08.00-10.30
Михаил Баранов (теория) – Пранаяма – сравнительный анализ описательных моделей, прояснение терминов и понятий.
теория:
– определение, цели и задачи и как они осуществляются – методы, техники, результаты;
– пранаяма в традиционных текстах – Упанишады и тантры, Хаха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Йога-сутры, Тирумандирам;
– составные элементы пранаямы;
– этапы практики и методология обучения;
– цели и задачи на каждом этапе;
– «навигационная карта» – по задачам, техникам и этапам практики.
Домашнее задание:
– проработка пройденного материала по теории;
– прана-вьяямы – техники первого этапа, видеозапись урока по практике – задание на неделю, обратная связь по практическому материалу на следующих уроках.
9 апреля (суббота) 11.30-14.00
Алексей Шиков (теория) – Функциональная анатомия дыхательной системы:
– динамическая нервно-мышечная стабилизация дыхательной функции;
– кинезиологические взаимосвязи стереотипов дыхания и постурально-локомоционной функции.
10 апреля (воскресенье) – 11.00-13.30
Михаил Баранов – Пранаяма – существующие классификации техник:
– традиционные (йога и аюрведа) – шат-крийи, бандхи, пранаямы, мудры, прана-вайю, нади, коши, чакры;
– физиологические – гигиенические, очистительные, рефлекторные, гипер- и гипо-вентиляционные, гиперкапнические, гипоксические, гемодинамические.
Домашнее задание:
– проработка пройденного материала по теории;
– прана-вьяямы – техники первого этапа, видеозапись урока по практике;
– задание на неделю, обратная связь по практическому материалу на следующих уроках.
15 апреля (пятница) 07.15-09.15
Михаил Баранов – Экзаменационный комплекс по практике:
– подробный разбор техник и приемов;
– ответы на вопросы и обратная связь.
16 апреля (суббота) – 08.00-10.30
Евгений Бутов (теория и практика) – Анатомия и физиология дыхательной системы.
Функция внешнего дыхания
Теория: строение дыхательной системы, мышечно-суставной аппарат дыхания.
Практика: обучение разминке дыхательной мускулатуры:
– вьяямы для дыхательных мышц;
– прана-вьяямы в контексте дыхательной разминки;
– варианты усложнений, индивидуализация;
– типичные ошибки;
– травмобезопасность.
Домашнее задание – построение последовательности упражнений для дыхательной разминки.
16 апреля (суббота) 11.30-14.00
Михаил Баранов (теория и практика)
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу (занятия 9-10 апреля).
– ответы на вопросы и комментарии.
Практика:
– проверка и закрепление пройденных техник;
– комментарий по эффектам и противопоказаниям;
– учимся видеть ошибки и исправлять их – на что нужно смотреть и как исправить;
– основные критерии индивидуализации практики.
17 апреля (воскресенье) – 11.30-14.00
Евгений Бутов (теория) – Функция внешнего дыхания
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу (анатомия и физиология дыхательной системы).
– ответы на вопросы и комментарии;
– эффекты и противопоказания пройденных техник.
Теория:
– строение дыхательных путей;
– клеточная дифференцировка функций;
– дополнительные функции дыхательной системы;
– важность функций диафрагмы.
Практика: Проверка выполнения пройденных техник, ответы на вопросы, обратная связь.
20 апреля (среда) 19.30-21.30
Алексей Шиков (теория) – Функциональная анатомия дыхательной системы:
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу;
– ответы на вопросы, дополнения, комментарии.
23 апреля (суббота) – 08.00-10.30
Евгений Бутов – Функция внешнего дыхания (практика)
Практика:
– подводящие упражнения, акцентированный/форсированный вдох;
– вдох на разных уровнях, акцентированный/форсированный выдох;
– развивающие упражнения, бхастрика и капалабхати;
– варианты усложнений, индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: отработка вариантов усложнения очистительных техник дыхания.
23 апреля (суббота) 11.30-14.00
Михаил Баранов (теория и практика)
Техники первого этапа
3) Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 1:
– классификация
– эффекты, назначение, противопоказания
– принципы индивидуализации практики
Гигиенические процедуры и рефлекторные стимуляции в контексте Пранаямы:
– данта-дхаути;
– джихва-дхаути;
– карна-дхаути;
– капалрандриха-дхаути;
– чакшу-дхаути;
– джала-, сутра-нети и аналоги;
– капалабхати
– тратак.
Домашнее задание – повторение и закрепление материала
24 апреля (воскресенье) – 11.30-14.00
Алексей Шиков – «Строение и функции нервной системы»
Теория:
– симпатический отдел ВНС;
– парасимпатический отдел ВНС;
– метасимпатическая нервная система;
– взаимосвязи нервной системы и дыхания;
– контроль дыхания;
– регуляция дыхательной функции.
28 апреля (среда) 19.30-21.30
Алексей Шиков – Объективные методы оценки состояния нервной системы – теория и практика:
– объективные методы оценки состояния нервной системы;
– объективные методы оценки результатов практики.
30 апреля (суббота) – 08.00-10.30
Евгений Бутов – Анатомия и физиология сердечно сосудистой системы.
Теория:
– функция переноса газов кровью;
– строение и работа сердца;
– большой и малый круги кровообращения.
Практика:
– обучение поэтапному сверхполному выдоху для уддияна-бандхи;
– отслеживание гемодинамических эффектов уддияна-бандхи;
– усложненные варианты практики, индивидуализация, травмобезопасность.
Дом. Задание: уддияна-бандха и её варианты – в наклоне стоя, стоя вертикально, сидя, лежа – методы контроля расслабления.
30 апреля (суббота) – 11.30-14.00
Михаил Баранов (теория и практика) – Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 2:
– экскурс в физиологию системы пищеварения;
– вамана-дхаути, данда-дхаути, вастра-дхаути, варисара-дхаути (шанкр-пракшалана), ватсара-дхаути
– бандхи, мудры и брюшные манипуляции
– эффекты, назначение, противопоказания
– принципы индивидуализации
Практика – абдомиальный массаж, набхи-крийя, йога-мудра, уддияна-удара-бандха-крийя, агнисара-дхаути-крийя
Домашнее задание – закрепление материала
1 мая (воскресенье) – 08.00-10.30
Алексей Шиков – Объективные методы оценки состояния нервной системы:
– теория и практика:- опрос по пройденному материалу;
– ответы на вопросы, дополнения и комментарии;
– практика.
1 мая (воскресенье) – 11.30-14.00
Евгений Бутов – Функции внешнего дыхания, анатомия и физиология ДС.
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу.
– ответы на вопросы и комментарии;
– эффекты и противопоказания пройденных техник.
Практика:
– проверка и закрепление пройденных техник;
– комментарий по эффектам и противопоказаниям;
– учимся видеть ошибки и исправлять их – на что нужно смотреть и как исправить.
7 мая (суббота) – 08.00-10.30
Евгений Бутов – Функция переноса газов кровью:
– строение артерий, вен, каппиляров;
– роль сосудов в транспорте кислорода;
– гемобарьеры в различных тканях;
– градиенты парциальных давлений газов в организме, шунты.
Практика:
– обучение упражнениям на основе уддияна-бандхи;
– агнисара и наули в контексте капиллярной гимнастики малого круга кровообращения;
– усиление венозного возврата в перевёрнутых асанах с уддияна-бандхой;
– индивидуализация, маркеры сосудистых реакций, травмобезопасность.
Дом. задание: кумбхаки во время брюшных манипуляций, контроль времени задержек и следующего вдоха.
7 мая (суббота) 11.30-14.00
Алексей Шиков – Методы оценки состояния дыхательный системы (теория и практика):
– функциональные тестирования;
– биохимическая оценка;
– биомеханическая оценка;
– психофизиологическое измерение;
– другие.
8 мая (воскресенье) – 11.30-14.00
Михаил Баранов (теория и практика) – Шат-кармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 3:
– мула-шодхана, наули, басти;
– бандхи, мудры и брюшные манипуляции (продолжение);
– физиологические эффекты, назначение, противопоказания;
– принципы индивидуализации практики;
Практика: наули, ашвини-мудра, ваджроли-мудра, мула-бандха-мудра, маха-мудра.
14 мая (суббота) – 08.00-10.30
Евгений Бутов – Регуляция дыхания:
– строение дыхательного центра и дуги дыхательного рефлекса;
– рецепторный и аффекторный аппараты;
– автоматизм дыхания, травмобезопасность;
Практика:
– дыхание “максимального объема” с фиксацией на полных/пустых лёгких;
– усложнение в перевёрнутых асанах;
– встраивание упражнений развивающих легочные объемы в дыхательную разминку;
– домашнее задание – закрепление пройденного материала.
14 мая (суббота) – 11.30-14.00
Михаил Баранов (теория и практика) – Прана-вьяяма – часть 1:
– определение и классификация техник
– эффекты, назначение, противопоказания
– принципы индивидуализации практики
Практика:
– рефлекторные и гемодинамические вьяямы – подробный разбор техник и их вариаций;
– домашнее задание для подготовки к экзаменам.
15 мая (воскресенье) – 11.30-14.30
Алексей Шиков – Дыхательная система (продолжение)
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу (объективная оценка состояния дыхательной системы).
Теория:
– паттерны дыхания;
– физиологические паттерны;
– патологические паттерны.
Практика:
– определение паттернов дыхания.
21 мая (суббота) 08.00-10.30
Евгений Бутов – Сердечно сосудистая система:
– опрос по пройденному материалу;
– ответы на вопросы, дополнения и комментарии;
– эффекты и противопоказания пройденных техник.
21 мая (суббота) 11.30-14.00
Алексей Шиков – Дыхательная система – возможные причины нарушения дыхательной функции:
Обратная связь:
– опрос по пройденному материалу (паттерны дыхания);
теория:
– заболевания верхних дыхательных путей;
– заболевания нижних дыхательных путей;
– заболевания нервной системы;
– заболевания скелетно-мышечной системы;
– связь расстройств дыхательной функции с речью и пением;
– другие.
22 мая (воскресенье) – 09.00 – 21.00
Экзамены по теории