Программа курса подготовки преподавателей школы Йога108
«Прояснение пранаямы» – 1 февраля – 1 августа 2023г
1 часть (180 часов): 1 февраля – 12 июля (онлайн-обучение, экзамены, сертификация 1 уровня)
2 часть (120 часов): 17 июля – 2 августа, ретритный центр “Ладожский дом” Петербургом (очное обучение, экзамены, сертификация 2-3 уровня)
Основной состав преподавателей:
Михаил Баранов (Россия) - базовые и усложненные техники дыхания, мудры, бандхи, кумбхака в асанах. Пурна-йога: подходы традиционных школ, практики раджа-йоги в современном контексте (прана-дхарана, дхьяна, созерцательные техники), история и философия - "тонкая анатомия" в традиционных текстах (чакры, нади, коши, вайю), современные физиологические модели традиционной практики, методы произвольной релаксации и трансовых погружений (прогрессия и регрессия).
Евгений Бутов (Россия) - базовые и усложненные техники дыхания, анатомия и физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, классические индийские пранаямы на стыке йоги и фридайвинга, йога-нидра и деконцентрация;
Алексей Шиков (Россия) - анатомия, физиология, неврология, йогатерапия заболеваний дыхательной и нервной систем, применение дыхательных техник в медицине, методы тестирования и объективизации практики.
Приглашенные преподаватели:
Йогачарья Мадаван Мунусами (Индия, тамилнаду, Карур) - «Пранаяма-садхана-интенсив» в традиции школы Свами Шивананды;
Эндрю Эпплер (США, Оклахома) - "Сурья-упасана" особенности практики Пранаямы в традиции йоги Шри Тирумулая Кришнамачарьи;
Саймон Борг Оливер (Австралия, Сидней) - дыхательные техники индийской и китайской традиций - уникальный авторский метод;
Илья Журавлев (Россия) - «тонкая анатомия» в традиционных текстах, в контексте практики Пранаямы;
Владимир Дружинин (Россия) - малоизвестные классические тексты Аюрведы в контексте Пранаямы;
Сергей Забашта (Россия) - индивидуализация практики йоги согласно канонам Аюрведы;
Участие в очной части курса под Петербургом на Ладожском озере
МЕСТО:ретритный центр “ЛАДОЖСКИЙ ДОМ”
“Ладожский дом” в Фейсбук, ВК, Instagram
Ведущие преподаватели: Михаил Баранов и Евгений Бутов
ДАТЫ, СТОИМОСТЬ, РЕГИСТРАЦИЯ.
ВНИМАНИЕ! – в этом году курс можно полностью пройти онлайн.
Весь учебный материал распределен по небольшим тематическим модулям и курс можно проходить:
– поэтапно, в комфортном для вас темпе;
– вносить оплату небольшими суммами за каждый этап.
Что поменялось?:
– можно пройти весь курс, осваивая материал с основной группой за 6 мес.
– или учиться в своем темпе – в течении года, сколько вам необходимо;
– проходить любые учебные модули, в любом порядке;
– сдавать экзамены, когда вы будете готовы.
Предлагаем два варианта участия в курсе:
1) Короткие программы-«погружения» для вольнослушателей;
2) Полную программу для преподавателей (со сдачей экзаменов и сертификацией).
Короткие программы-«погружения»:
2 недели – 8 уроков + 3 консультации – 5000 р. (вся программа 2 12 модулях по 2 недели);
1 месяц – 16 уроков + 4 консультации – 8000 р. (вся программа в 6 модулях по 1 мес)
3 месяца – 42 урока + 12 консультаций – 21000 р. (вся программа в 2 модулях по 3 месяца)
Вы получаете:
– домашние задания, статьи, презентации, иллюстрированную методичку (в середине курса);
– все уроки по практике и теории в записи (можно пользоваться в любое удобное вам время);
– живые консультации по пройденному материалу (онлайн-формат, конференции в zoom);
Кроме того:
– можно продлить доступ к урокам от 2 недель до 3 месяцев, за половину стоимости уже купленного модуля;
– при покупке следующего учебного модуля доступ к предыдущим урокам сохраняется бесплатно.
Полная программа для преподавателей
6 месяцев:
– оплата частями – 95000р. (3+3 мес – 47500+47500р.)
– полная оплата – 90000р.
Вы получаете:
– домашние задания, статьи, презентации, иллюстрированная методичка (в середине курса);
– все уроки по практике и теории в записи (можно пользоваться в любое удобное вам время);
– живые консультации по пройденному материалу (онлайн-формат, конференции в zoom);
Кроме того:
– тесты по практике и разбор ошибок – персональная работу в мини-группе студентов «основного потока»
– очная часть ретрит на Ладоге (углубленная практика пранаямы, медитации и асан в контексте дыхания);
– доступ к учебным материалам на 1 год
– консультации перед экзаменами
– 2 экзамена по теории и практике (1-2 уровень).
Что входит в стоимость:
- 108 уроков (300 часов) посвященных практике и теории, домашние задания;
- 4 занятия в неделю по 2-2,5 часа – 1 по будням и 3 по выходным;
- доступ ко всем пройденным урокам в записи на протяжении всего курса;
- методические материалы (презентации, статьи, литература), онлайн-консультации;
- 8 дневный очный ретрит «Пранаяма-садхана» – по практике пранаямы и медитации;
- экзамены по теории и практике;
При успешной сдаче экзаменов:
- сертификат школы “Йога108”;
- свидетельство о повышении квалификации установленного образца Новосибирского гос-университета по программе «Традиционные методы оздоровления» (оплачивается отдельно);
- или свидетельство о прохождении курса (при условии, что нет пропущенных занятий)
Регистрация и оплата: yoga108com@gmail.com
1 часть ОНЛАЙН 1 февраля – 15 июля 2023г. – (курс уже идет, все уроки доступны в записи).
2 часть ОЧНО – 17 июля – 1 августа 2023г. – ретритный центр “Ладожский дом”, под Петербургом.



Михаил Баранов – основатель и руководитель курса, методист, преподаватель йоги с 20-летним стажем, йогатерапевт, опыт практики йоги с 1995 года.
1. Пранаяма – сравнительный анализ описательных моделей, прояснение терминов и понятий:
- определение, цели и задачи, как они осуществляются – методы, техники, результаты;
- пранаяма в традиционных текстах – Упанишады и тантры, Хаха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Йога-сутры;
- составные элементы пранаямы, этапы практики и методология обучения;
- цели и задачи на каждом этапе, «навигационная карта» – по задачам, техникам и этапам практики.
Домашнее задание – проработка пройденного материала.
2. Существующие классификации техник:
- традиционные (йога и аюрведа) – шат-крийи, бандхи, пранаямы, мудры, прана-вайю, нади, коши, чакры;
- физиологические – гигиенические, очистительные, рефлекторные, гипер- и гипо-вентиляционные, гиперкапнические, гипоксические, гемодинамические.
Практика: прана-вьяямы – техники первого этапа.
Домашнее задание – закрепление материала.
Техники первого этапа
3. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 1:
- классификация, эффекты, назначение, противопоказания;
- принципы индивидуализации практики.
Практика – гигиенические процедуры и рефлекторные стимуляции в контексте пранаямы:
- данта-дхаути, джихва-дхаути, карна-дхаути, капалрандриха-дхаути, чакшу-дхаути;
- джала-нети, сутра-нети, насья, капалабхати, тратак.
Домашнее задание – повторение и закрепление материала.
4. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 2:
- экскурс в физиологию системы пищеварения;
- вамана-дхаути, данда-дхаути, вастра-дхаути, варисара-дхаути (шанкр-пракшалана), ватсара-дхаути;
- бандхи, мудры и брюшные манипуляции;
- эффекты, назначение, противопоказания;
- принципы индивидуализации.
Практика – абдоминальный массаж, набхи-крийя, йога-мудра, уддияна-удара-бандха-крийя, агнисара-дхаути-крийя.
Домашнее задание – закрепление материала.
5. Шаткармы и шат-крийи в контексте пранаямы – часть 3:
- мула-шодхана, наули, басти;
- бандхи, мудры и брюшные манипуляции (продолжение);
- физиологические эффекты, назначение, противопоказания;
- принципы индивидуализации.
Практика – наули, ашвини-мудра, ваджроли-мудра, мулабандха-мудра, маха-мудра.
Домашнее задание – закрепление материала.
6. Прана-вьяяма – часть 1:
- определение и классификация техник;
- эффекты, назначение, противопоказания;
- принципы индивидуализации практики.
Практика – рефлекторные и гемодинамические вьяямы – подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
7. Прана-вьяяма – часть 2:
- гиповентиляционные техники;
- эффекты, назначение, противопоказания, индивидуализация.
Практика:
- традиционные стхула-вьяямы;
- современные аналоги – мобилизующие, волновые и спиральные движения;
- компенсирующие техники.
Подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
8. Прана-вьяяма – часть 3:
- гипервентиляционные техники;
- эффекты, назначение, противопоказания, индивидуализация.
Практика:
- методология освоения пурна-бхастрики;
- бхастрика-вьяямы, «кузнечные меха»;
- компенсирующие техники.
Подробный разбор техник и их вариаций.
Домашнее задание – закрепление материала.
9. Прана-вьяяма – часть 4:
- трансовые и депривационные техники;
- эффекты, назначение, противопоказания, индивидуализация.
Практика – дополнение и обобщение пройденного материала.
Домашнее задание – повторение и закрепление материала.
Техники второго и третьего этапов
10. Классические пранаямы, бандхи и мудры 1:
- систематизация пройденных техник в контексте пранаямы;
- произвольный устойчивый дыхательный ритм;
- влияние ритмов на активность мозга;
- синхронизация работы полушарий;
- методы работы с ритмами, вариации;
- сопутствующие техники и приемы.
Домашнее задание: отработка дыхательных ритмов в пройденных техниках.
11. Классические пранаямы, бандхи и мудры 2 – прана-дхарана:
- дыхательные ритмы в контексте управления вниманием;
- классификация техник и приемов;
- характер воздействия этих техник;
- сфера применения;
- репрезентационные системы – процесс восприятия и обработки информации.
Практика: произвольный устойчивый дыхательный ритм + бандхи, мудры и дришти.
12. Классические пранаямы, бандхи и мудры 3 – методология развития кумбхаки.
Практика:
- проработка пройденный техник – разбор ошибок, обратная связь;
- вилома-пранаяма, пратилома-пранаяма и вилома-пратилома-пранаяма;
- сама-вритти и висама-вритти.
Прана-дхарана – раджа-йога в хатха-йоге
13. Классические пранаямы, бандхи и мудры 4;
- как работают «внутренние практики»;
- йога как система культивации восходящих сознательных трансов;
- классификация «йогических трансов»;
- маркировка внутренних состояний.
Практика:
- классическая чакра-дхарана;
- сопутствующие техники и приемы;
- поэтапное освоение;
- проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
14. Классические пранаямы, бандхи и мудры 5 – концепция кош и каналов нади:
- определение, исторический экскурс, тексты;
- философские основания – санкхья и йога, особенности воззрений;
- причины «загрязнения» каналов – проявление;
- методы очищения – признаки очищения.
Практика:
- чакра-дхарана – углубление и дополнение пройденных техник;
- маха-мудра – существующие варианты выполнения, от простого к сложному;
- проработка пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
15. Классические пранаямы, бандхи и мудры 6: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
Практика:
- маха-мудра – закрепление и развитие;
- паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;
- чакра-дхарана-кумбхака;
- шанмукти-мудра.
16. Классические пранаямы, бандхи и мудры 7: проработка и дополнение пройденного материала, разбор ошибок и обратная связь.
Практика:
- маха-мудра – закрепление и развитие;
- паршва-кумбхаки – техники проработки периферических каналов;
- чакра-дхарана-кумбхака;
- гомукха-паршва-джаландхара-мудра;
- шанмукти-мудра.
Кумбхака в асанах – методы работы с задержками дыхания в динамических и статических техниках хатха-йоги
17. Кумбхака в асанах 1: вьяяма-крама-кумбхака.
Теория:
- классификация динамических техник – особенности, эффекты, применение;
- вьяяма, виньяса, карана;
- особенности применения задержек в асанах;
- эффекты, ограничения и противопоказания;
- объективизация практики;
- правила травмобезопасности.
Практика:
- вьяяма-крама-кумбхака;
- уджайи-уддияна-бандха-крийя;
- отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.
18. Кумбхака в асанах 2: асана-крама-кумбхака – бандхи и мудры в асанах.
Теория:
- классификация бандх и мудр;
- принципы сочетания асан с кумбхаками – правила и исключения;
- асана как мудра – долгие фиксации с ритмичным дыханием и задержками;
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала:
- вьяяма-крама-кумбхака;
- уджайи-уддияна-бандха-крийя;
- отработка ритмического дыхания в базовых формах карана-крамы.
Базовые формы для отработки разного вида кумбхак и бандх:
- антар-кумбхака, бахья-кумбхака, убхайя-кумбхака;
- бандхи: мула, уддияна, джаландхара, удара, антар-уддияна, паршва-джаландхара, сету;
- дришти: насагра, бхрумадхья, паршва, антар, набхи.
19. Кумбхака в асанах 3: карана-крама-кумбхака – верхние конечности и позвоночник.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- техники мобилизации верхних конечностей и верхних отделов позвоночника;
- волновое и спиральное движения;
- проработка межреберных мышц вдоха.
20. Кумбхака в асанах 4: карана-крама-кумбхака – базовые движения ног.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- техники мобилизации нижних конечностей и нижних отделов позвоночника;
- перемещения – выпады, приседания, повороты, спирали и т.д.;
- развитие алактатной мощности.
21. Кумбхака в асанах 5: карана-крама-кумбхака – перемещения и комбинации.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- объединение пройденных техник.
22. Кумбхака в асанах 6: карана-крама-кумбхака – перемещения, балансы и комбинации.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- работа с балансами;
- объединение пройденных техник.
23. Кумбхака в асанах 7: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- Сурья-намаскар – базовые формы.
24. Кумбхака в асанах 8: виньяса-крама-кумбхака – «Сурья-намаскар» – с элементами волнового движения.
Практика:
- повторение и закрепление пройденного материала;
- Сурья-намаскар – базовые формы и их развитие.
Раджа-йога
25. Введение. «Йога сознания как система психосоматической навигации».
Теория:
- краткий исторический экскурс – обзор существующих методов;
- источники, тексты, философские основания и воззрения – краткое сравнение;
- цели и их осуществление;
- психотехники и психотехнологии.
Практика:
- пратьяхара – дхарана – дхьяна;
- поэтапные методы развития сосредоточения.
26. Раджа-йога 2: пратьяхара – дхарана – дхьяна.
Теория:
- дукха (неудовлетворенность, импульсивность, тягота, страдание)
- проявление дукхи – причины – методы устранения – признаки отсутствия.
Практика:
- повторение, развитие, углубление пройденного материала;
- помехи и способы их устранения;
- обратная связь.
27. Раджа-йога 3: пратьяхара – дхарана – дхьяна.
Теория:
- признаки вхождения в дхьяну;
- разные стадии практики и состояния ума.
Практика:
- повторение и углубление пройденного материала;
- помехи и способы их устранения;
- обратная связь.
28. Раджа-йога 4: созерцательные техники.
Теория:
- самадхи/самади как однонаправленное сосредоточение;
- смрити/сати – осознавание/памятование;
- упекша/упекха – невозмутимость, равностность.
Практика:
- поэтапное развитие памятования;
- распределение внимания – техника «сканирования тела»;
- распространённые ошибки и сложности – как их выявлять и устранять;
- обратная связь.
29. Раджа-йога 5: созерцательные техники.
Практика:
- поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
- распределение внимания – ощущения и звуки;
- обратная связь.
30. Раджа-йога 6: созерцательные техники.
Практика:
- поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
- распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон;
- обратная связь.
31. Раджа-йога 7: созерцательные техники.
Практика:
- поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
- распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
- обратная связь.
32. Раджа-йога 8: созерцательные техники.
Теория: скандхи – что это и как используется в практике.
Практика:
- поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
- распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
- обратная связь.
33. Раджа-йога 9: созерцательные техники.
Теория:
- випассана – «видение как есть»;
- виды прозрений, осуществление, результаты.
Практика:
- поэтапное развитие памятования – «раскрытие дверей чувств»;
- распределение внимания – ощущения, звуки, визуальный фон, «работа ума»;
- обратная связь.
34. Раджа-йога 10: созерцательные техники.
Практическое обобщение пройденного материала. Обратная связь, поддержка, ответы на вопросы.
35. Пранаяма в контексте современной науки, медицины, фитнеса и спорта:
- утилитарные аспекты дыхательных техник – сферы применения;
- эффекты гиперкапнии и гипоксии в контексте здоровья, качества жизни и спорта высших достижений;
- влияние на когнитивную деятельность;
- гомеостаз и продолжительность жизни;
- обзор современной научной и популярной литературы (книги, статьи, исследования) – Ф. З. Меерсон, Н. А. Агаджанян, В. Н. Селуянов, Н. В. Молчанова, С. В. Баранова и другие.
36. Пранаяма в традиционных школах Индии – обзор и сравнение:
- традиционные школы йоги – Шри Т. Кришнамачарья – Дешикачар, Б.Н.С. Айенгар, П. Джойс. Б.К.С. Айенгар, школа Свами Шивананды, Бихарская школа, Дхирендра Брахмачари, крийя-йога Лахири Махасаи, тибетская янтра-йога, тамильские сиддхи;
- обзор литературы и рекомендации: Андре Ван Лисбет, Кришнамачарья, Б.К.С. Айенгар, Ранджит Сен Гупта, Свами Шивананда, Свами Вишнудевананда.
Евгений Бутов – врач-кардиолог военной академии, мануальный терапевт, врач сборной России по фридайвингу, опыт практики йоги и фридайвинга с 1991 года.
Анатомия и физиология дыхательной системы.
1. Функция внешнего дыхания
Теория: строение дыхательной системы, мышечно-суставной аппарат дыхания.
Практика: обучение разминке дыхательной мускулатуры;
вьяямы для дыхательных мышц;
– прана-вьяямы в контексте дыхательной разминки;
– варианты усложнений, индивидуализация;
– типичные ошибки;
– травмобезопасность.
Домашнее задание – построение последовательности упражнений для дыхательной разминки.
2. Функция внешнего дыхания
Теория: строение и задачи дыхательной системы, дыхательные пути, отделы, дыхательные объемы.
Практика: обучение полному дыханию:
– подводящие упражнения, нижнее, среднее, верхнее дыхания;
– развивающие упражнения, довдох, довыдох;
– контроль выполнения, типичные ошибки, травмобезопасность.
Домашнее задание – отработка контроля длины вдоха/выдоха.
3. Функция внешнего дыхания
Теория: строение дыхательных путей, клеточная дифференцировка функций, дополнительные функции дыхательной системы, важность функций диафрагмы.
Практика: обучение очистительным дыхательным техникам:
– подводящие упражнения, акцентированный/форсированный вдох;
– вдох на разных уровнях, акцентированный/форсированный
выдох;
– развивающие упражнения, бхастрика и капалабхати;
– варианты усложнений, индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: отработка вариантов усложнения выполнения очистительных техник дыхания.
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы
4. Функция переноса газов кровью.
Теория: строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.
Практика:
– Обучение поэтапному сверхполному выдоху для уддияны;
– отслеживание её гемодинамических эффектов;
– усложнение практики, индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: уддияна и её варианты – в наклоне стоя, прямо, сидя, лежа.
Контроль за расслаблением.
5. Функция переноса газов кровью.
Теория: строение артерий, вен, капилляров, их роль в транспорте кислорода кровью, гемобарьеры в
различных тканях, градиенты парциальных давлений газов в организме, шунты.
Практика: обучение упражнениям на основе уддияны:
– агнисара и наули в контексте капиллярной гимнастики малого круга кровообращения;
– усиление венозного возврата в перевёрнутых асанах с уддияной;
– индивидуализация, маркеры сосудистых реакций, травмобезопасность.
Домашнее задание: кумбхаки во время брюшных манипуляций, контроль времени задержек и следующего вдоха.
6. Регуляция дыхания
Теория: строение дыхательного центра и дуги дыхательного рефлекса:
– рецепторный и аффекторный аппараты;
– автоматизм дыхания, травмобезопасность.
Практика: дыхание “максимального объема” с фиксацией на полных/пустых лёгких
– усложнение в перевёрнутых асанах;
– встраивание упражнений, развивающих легочные объемы, в дыхательную разминку.
Домашнее задание – закрепление пройденного материала
7. Регуляция дыхания
Теория: механо- и хеморецептопы, дополнительная регуляция дыхания;
– рН как фактор гомеостаза, буферные системы регуляции рН;
– гипервентиляционный алкалоз и его влияние на дыхание;
– эффект Бора, гипокапния и её эффекты.
Практика: Гипервентиляционные элементы в пранаямических упражнениях, компенсации в кумбхаках, травмобезопасность:
– знакомство с задержками на вдохе и на выдохе;
– симпатические и парасимпатические эффекты пранаямы;
– варианты Нади-шодханы и цели её использования.
8. Гипоксия
1. Теория: гипоксия/гиперкапния как стимулятор тканевого дыхания:
– виды гипоксий и адаптации, маркеры, мониторинг;
– индивидуализация нагрузки, травмобезопасность.
Практика: обучение самавритти и её вариантам:
– дозировка нагрузки;
– индивидуализация, травмобезопасность.
Домашнее задание: определение оптимальной “единицы ритма” для самавритти.
9. Гипоксия
Теория: тканевая гипоксия, энергетические процессы в клетке:
– клеточные маркеры адаптации к гипоксии;
– гипоксические эффекты в ЦНС и их использование;
– декомпенсированная гипоксия – её опасности и предотвращение.
Практика: обучение самавритти:
– этапы. усложнение и индивидуализация;
– подготовка к предельным кумбхакам.
Домашнее задание: проверка максимального времени задержки, ощущений и эффектов.
10. Пранаяма и фридайвинг
Теория: общность задач и средств;
– особенности фридайверских практик, риски и особые требования к травмобезопасности;
– в каких случаях фридайвинг нарушает правила пранаямы.
Практика: “запрещенка” из фридайвинга:
– упаковка и обратная упаковка;
– растягивания диафрагмы;
– очистительное дыхание для выравнивания давления при погружении;
– предельные кумбхаки, схемы индивидуализации, травмобезопасность.
11. Гипоксия и состояние сознания
Теория: воздействие гипоксии на работу нервной системы:
– изменение в ее работе при компенсации и декомпенсации гипоксии;
– измененные состояния сознания при гипоксии.
Практика: отслеживание элементов ИСС при серии гипоксических подходов (зрительная кора).
12. Гипоксия и иммунитет
Теория: иммунитет как система биологических структур и процессов в организме:
– общее строение и состав иммунной системы, ее управляемость и роль;
– воздействие гипоксии (стимулирующее, истощающие) на центральные и периферические органы иммунной системы;
– специфика травмобезопасности по отношению к иммунной системе.
Практика: подбор режимов восстановления в гипоксических сериях – основа индивидуализации практики.
Алексей Шиков
Врач-невролог, реабелитолог, лектор Казанского университета (ИФМиБ), кандидат наук, победитель конкурсов молодых ученых в Европе и России.
1 Функциональная анатомия дыхательной системы – динамическая нервно-мышечная стабилизация дыхательной функции, кинезиологические взаимосвязи стереотипов дыхания и постурально-локомоционной функции.
2 Нервная система – строение и функции: симпатическая, парасимпатическая, метасимпатическая. Взаимосвязи нервной системы и дыхания: контроль дыхания и регуляция дыхательной функции.
3 Объективные методы оценки состояния нервной системы и результатов практики (теория и практика)
4 Методы оценки дыхательный системы (теория и практика): функциональное тестирования, биохимическая оценка, биомеханическая оценка, психофизиологическое измерение и другие.
5 Паттерны дыхания – Теория: физиологические и патологические паттерны. Практика: определение паттернов дыхания.
6. Возможные причины нарушения дыхательной функции: заболевания верхних дыхательных путей, заболевания нижних дыхательных путей, заболевания нервной системы, заболевания скелетно-мышечной системы, речь и пение – взаимосвязь с расстройствами дыхательной функции и другие.
7. Методы восстановления дыхательной функции, применяемые в медицине: дыхательные гимнастики , физиотерапевтическое методики, психологические методики, мануальные методики, методы лечения, основанные на биологической обратной связи (БОС) и другие.
8. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика): Общие подходы – их различия с подходами медицинских методов дыхательных упражнений.
9. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания дыхательной системы
10. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика). Заболевания сердечно-сосудистой системы
11. Применение дыхательных техник в медицине (теория и практика) – заболевания нервной системы, психологические и психиатрические расстройства.
12. Блуждающий нерв – ключ к пониманию древних техник йоги – анатомия, тестирование, расстройства, разбор основных зон воздействия на блуждающий нерв.
Эндрю Эпплер (США) – познакомился с йогой в 14 лет со своим отцом, через 3 года впервые поехал в Индию, обучался Пранаяме и философии традиционной йоги у Б.Н.С. Айенгара (Майсор) в линии передачи Кришнамачарьи, а так-же у П. Джойса, Дэвида Вильямса, Дэнни Парадайза, регулярно практикует Аштанга Виньяса Йогу с 1985 года, с 1999 года руководит своей йога-студией в Оклахоме.
Tрадиционная Пранаяма-садхана в линии передачи Шри Тирумулая Кришнамачарьи.
1. 5 видео-уроков по теории и практике – Видеокурс «Сурья-упасана»
2. Йога и Санкхья – философские основания в Практике йоги и пранаямы в традиции йоги Майсорского дворца – лекция.
– ответы на вопросы по теории и практике, обратная связь с участниками, методические рекомендации.
3. Итоговая консультация по материалам видео-курса:
– ответы на вопросы по теории и практике, обратная связь с участниками, методические рекомендации.
Саймон Борг Оливер – ветеран йоги Австралии, стаж практики с 1984 года, основатель и руководитель школы “Yoga-sinergy”, профессор биологии человека, преподаватель в университете Сиднея.
«Йога взаимодействия», авторский подход к Пранаяме на основе индийских и китайских техник и методов.
- 5 видео-уроков – теория и практика (в записи).
- Вводная консультация: история метода, комментарии автора, как правильно работать с материалами предоставленных видео-уроков, возможные сложности и как их предотвратить.
- Итоговая консультация по материалам видео-курса.
Мадаван Мунусами (Tамилнаду, Карур) – мастер хатха йоги, пранаямы и йогатерапии с юга Индии, директор Vivekananda Yoga Therapy Institute, India, доктор Аюрведы.
Закончил Venkatramana Ayurvedic Medical College в Ченнае, Институт йога-терапии Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana в Бангалоре, TTC и ATTC в Sivananda Yoga Vedanta ашраме, получил посвящение у Свами Чидананды Сарасвати (1916-2008), ученика и преемника Свами Шивананды и руководителя ашрама Шивананды в Ришикеше.
3 практических сессии “Пранаяма-садхана-интенсив” – в традиции классической Шивананда-йоги.
Илья Журавлев – основатель школы Йога108 (Москва), профессор философии, гипнотерапевт-регрессолог. Стаж практики йоги с 1996 года, с 2005 года участвует в курсах проф-подготовки преподавателей.
История, философия и «тонкая анатомия»йоги
1) Тантрические корни хатха-йоги – часть 1. Чакры.
– Философские основания и концептуальные модели традиционных школ йоги;
– Чакры – первые упоминания в текстах;
– Чакральные системы в индийской и «соседних» традициях;
– Многообразие и единство – внешние сходства и различия в подходах к практике.
2) Тантрические корни хатха-йоги – часть 2. Гранхи и Кундалини-шакти
– Чакры, как инструменты практики – обзор существующих методов;
– Взаимосвязь философских оснований и йогических воззрений;
– Как работают психотехники и психотехнологии;
– Грандхи и Кундалини-шакти в традиционных текстах;
– Цели, методы, их осуществление и виды «реализаций»;
– Эффекты «пробуждения Кундалини»;
– Как отличить «желаемое от действительного» – секты, нью-эйдж, традиция.
Сергей Забашта – сертифицированный практик аюрведы, прошел 5-годичное обучение под руководством Васанта Лада в США и Индии. Практик йоги, веданты и тантры в традиции Свами Рамы Бхарати. Tри высших образования (степени MSc, MBA).
Основы Аюрведы для практики Йоги.
1) Введение в термины и понятия. Методы определения индивидуальной конституции.
2) Факторы влияющие на доши и агни (сутки, сезон, возраст) – как их лучше использовать в практике йоги. 3)
Основы построения рациона в йоге и аюрведе для баланса дош, агни, вайю.
Владимир Дружинин – врач, специалист по традиционной аюрведе.
В 2003 году поступил в Новосибирскую Государственную Медицинскую Академию (ныне – университет).
По окончании НГМУ в 2009 году получил диплом с отличием по специальности “педиатрия”.
В 2009-2010 годах прошёл интернатуру по той же специальности. С 2009 года – ассистент кафедры нормальной физиологии, сотрудник НГМУ.
Основы Аюрведы для практики Йоги.
1) Диначарья и Ритучарья – рациональное использование «суточной и сезонной динамики дош» в практике йоги.
2) Прана-вата в традиционных текстах Аюрведы
3) Прана-вайю – подробная описательная модель в малоизвестных текстах Аштанга-самграха и Харита-самхита;
- комментарии к текстам, разъяснение терминов и контекстов;
- лекция, подробный разбор текстов с языка оригинала;
- ответы на вопросы и обратная связь с участниками.